САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Теперь все понятно? Преподаватели московских вузов проводят лекции для школьников перед спектаклями

В Центральном академическом театре Российской армии со старшеклассниками обсудили “Капитанскую дочку” Пушкина

Проект 'Театр для тебя' для старшеклассников работает в Центральном академическом театре Российской армии / Предоставлено Театром Армии
Проект 'Театр для тебя' для старшеклассников работает в Центральном академическом театре Российской армии / Предоставлено Театром Армии

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

В Центральном академическом театре Российской армии для школьников работает проект “Театр для тебя”, где готовят школьников к спектаклю, развивают умение не просто смотреть, но и видеть.

Мы побывали на обсуждении повести Александра Пушкина “Капитанская дочка”, которое с московскими старшеклассниками провели руководитель программы “Театральное искусство и медиа коммуникации в креативных индустриях” Ирина Мурзак из МПГУ и профессор ГИТИСа Андрей Ястребов. Разговор происходил перед спектаклем в режиссерской версии Павла Сафонова.

Педагоги попытались показать юным зрителям произведение с незнакомой им стороны, не повторяя уже заученные факты школьной программы.

Сначала спросили режиссера, почему эту повесть ставят многие театры, в чем ее актуальность?

- Историю нельзя изменить, но мы можем бродить внутри тех событий и пытаться понять, а в чем же их сила и красота. На мой взгляд, сегодня это произведение звучит даже сильнее, отвечая на вопрос, как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться, – говорит Павел Сафонов.

Действительно, продолжает эту мысль Ирина Мурзак, каждая эпоха по-своему прочитывала последний роман Пушкина, выдвигала и решала проблемы, подсказанные временем, но, чтобы считывать все новые акценты, нужно очень хорошо знать текст пушкинского произведения.

Литературоведы начали разговор со школьниками с эпиграфа ко всему произведению. Помните, «Береги честь смолоду»? Говорили о том, как понимается слово «честь» в современном обществе, о роли семьи и воспитании... О том, что Пушкин стремился донести до своих читателей: благородство души – это спасение и достоинство человека. Оно заключается в способности быть верным, честным и любящим свою семью и Родину. И эта тема никогда не потеряет своей актуальности.

Затронули и любимую филологами тему карнавальной стихии. По мнению лекторов, этот прием использован Пушкиным ни один раз. В карнавальном духе описана Гриневым его возможная гибель. Карнавален и образ Пугачева как монарха с параллелями к судьбе другого самозванца – Григория Отрепьева. Атрибуты власти Пугачева, его “дворец” также представлены, как на карнавале. И это профанация государственной власти.

Школьников потрясла, да и некоторых присутствовавших взрослых тоже, история перевода названия повести на иностранные языки. Например, первый перевод на японский язык в 1883 году звучит очень экзотично: “Неслыханная история в России. Записки о том, как влюбилась бабочка в пестик цветка”.

“В местах, где только водятся лисицы, где буйствуют головорезы, здесь, в деревушке, ставшей границей на севере селения, живет молодой человек по имени Джон Смит”, – зачитала Ирина Мурзак кусочек из «Капитанской дочки» в японском варианте.

Переводчик оставил только любовную линию, исключив, видимо, не слишком понятные и интересные японскому читателю детали о восстании Емельяна Пугачева.

После обсуждения повести преподаватели вместе с учителями и школьниками отправились на спектакль.

Что в нем особенно понравилось или удивило? Об этом «РГ» поговорила с ребятами. И вот, что они ответили: «Как режиссер воплотил сцену бурана», «Как выполнена цветовая палитра спектакля», «Образ взрослого Гринева», «Почему добавлена сцена письма Екатерины II Вольтеру». Чтобы иметь опыт анализа спектакля, ребятам порекомендовали книгу Ирины Мурзак “ЗрительVS читатель. Пределы интерпретации”, где можно найти советы по опыту восприятия художественного произведения.

Кстати

Проект “Театр для тебя”, по мнению его организаторов, раскрепощает ребенка, учит его не бояться проявлять себя, ведь люди, прошедшие в юности через театральные студии, более успешны в карьере.