ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Действующие лица»: пьеса как художественное произведение

Драматургический конкурс «Действующие лица» подвел итоги

Премия «Действующие лица» / Юлия Савиковская
Премия «Действующие лица» / Юлия Савиковская

Текст: Юлия Савиковская

В начале лета 2025 года конкурс современной русскоязычной драматургии «Действующие лица», организованный Московским Театром на Трубной (еще недавно называвшимся «Школа современной пьесы»), подвел очередные итоги. Это уже двадцать вторая церемония — за это время театр выпустил столько же сборников с лучшими пьесами конкурса. Сборники с одиннадцатью пьесами, получившими премии и специальные призы в двух номинациях «Пьеса» и специальном конкурсе «Моя страна», были выпущены и сейчас.

На церемонии присутствовали почти все драматурги-победители, организаторы конкурса, его ридеры (те, кто знакомится со всем объемом присланных пьес и формирует лонг-лист и шорт-лист), театральные обозреватели и обычные зрители. Именно последних ждал сюрприз от Театра на Трубной — церемония включала в себя показы небольших отрывков из каждой пьесы (примерно минут на 10), что позволило и получить удовольствие от театрального вечера, и создать представление о текстах, отмеченных конкурсом. Это стало возможным благодаря участию молодых режиссеров и студентов Института современного искусства (ИСИ), а также сценографов и художников по видео — все показы были костюмированными, с использованием видеопроекций и звуковых эффектов. Такой формат действительно кажется удачным, и после церемонии зрителям было легче выбрать, что же из сборника читать.

Художественный руководитель Театра на Трубной, председатель жюри конкурса «Действующие лица» Дмитрий Астрахан отметил рекордное количество присланных пьес — их было более 400. Астрахан, известный кино- и театральный режиссер, отметил сложность и ответственность работы сегодняшнего автора: «Современный драматург — это серьезная позиция. Во все времена были свои современные драматурги: когда-то им был Софокл, когда-то — Чехов, когда-то — Шекспир. Каждое поколение соревновалось с предыдущим, и за историю драматургии накопилось множество великих пьес. Драматурги работали много, быстро, конкурируя и с коллегами, и с классиками. Сегодняшним авторам приходится ещё сложнее — ведь вы состязаетесь со всей мировой классикой, с кинематографом, с телевидением. Я испытываю огромное уважение к тем, кто вступает в это соревнование, потому что нынешняя конкуренция — это вызов иного масштаба. И авторы, безусловно, молодцы — самоотверженные, смелые люди».

Дмитрий Астрахан рассказал о спорах, которые шли в жюри по поводу пьес, и признался в своей любви к традиционной драматургии — ему нравится, когда в тексте есть театральная структура, когда он может быть поставлен на сцене, когда чувствуется, что автор знает, о чем пишет. Пожалуй, выбор театра в пользу более традиционных пьес был заметен и в представленных кусочках — было достаточно много текстов о детях и подростках, тех, что, скорее всего, могут достаточно легко быть поставлены на сцене. При этом сюжеты некоторых оказались необычными и вполне оригинальными — была в том числе и монопьеса.

Фото: Юлия Савиковская

Директор Российской государственной библиотеки искусств (библиотека является партнером и соучредителем конкурса) Ада Колганова подчеркнула историческую связь библиотеки с театром — ведь раньше она была театральной. Колганова указала на ключевую миссию РГБИ: хранить драматургию как самостоятельную художественную литературу. Именно поэтому библиотека учредила свою премию в рамках этого конкурса (ее получила драматург Анна Гейжан за пьесу «Гномы московского метро») и создала уникальный электронный архив всех пьес, поданных на конкурс за все годы — с ними может ознакомиться каждый желающий.

Колганова рассказала о ключевой роли библиотеки в сохранении пьес: «Одно из наших ключевых убеждений — собирать и предоставлять не только литературу, но и драматургию. Именно поэтому мы так важны для театра. К нам обращаются — как очно, так и в электронном формате — деятели театра: актёры, режиссёры, театральные художники и другие профессионалы. Нам важно сохранить всю литературу, которая в форме драматургии попадает в наши фонды. Наш взгляд — это взгляд на драматургию как на чтение, как на художественное произведение».

В этом году у «Действующих лиц» появился новый партнер — журнал «ДрамТеатр», специализирующийся на публикации пьес. В этой функции журнал занял нишу исчезнувшего несколько лет назад журнала «Современная драматургия» (его редактором был Андрей Волчанский), в котором выборочно печатались пьесы-победители важнейших российских драматургических конкурсов. Главный редактор «ДрамТеатра» Юрий Бутунин выступил с высокой оценкой конкурса «Действующие лица» и присудил ряду драматургов (Анне Гейжан, Константину Колунову и Владе Ольховской) специальную премию — в виде публикации пьесы в журнале.

Если верить Юрию Бутунину, публикация в этом журнале и правда поможет авторам найти свой путь к сцене: ведь именно это, а не просто сохранение пьес как текстов, его основная задача: «В 2024 году аудитория журнала «ДрамТеатр» превысила 200 тысяч читателей. На него подписаны все театры России. Более того, с февраля этого года мы получили международный статус. Каждая пьеса, опубликованная в нашем журнале, находит своего читателя».

Фото: Юлия Савиковская

Арт-директор конкурса Екатерина Кретова отметила, что в этом году впервые вручены премии в специальной номинации «МОЯ СТРАНА». Здесь, конечно, есть повод задуматься о попытках вновь сделать театр идейно ориентированным, найти пьесы, где важен не поиск новой формы, а тема, которая предлагается автору. Важнее всего здесь, чтобы новый театр не стал таким же идеологизированным, как в период советской драматургии, и можно было писать о своей стране без осознания, что это делается по необходимости и запросу.

Далее артисты Театра на Трубной и студенты ИСИ сыграли отрывки из работ лауреатов в обычной номинации — Саши Тюжина (I место), Анны Гейжан (II место, пьеса о гномах, живущих в параллельном с людьми мире в метро, и о дружбе между гномом-девочкой и обычной школьницей), Константина Колунова (III место) и лауреатов в номинации «Моя страна» — Егора Черлака (I место), Ольги Погодиной-Кузминой (II место), Александры Фоминой (III место), Полины Кабалиной (документальная пьеса «Музей детских воспоминаний»), Олеси Лихачёвой (очень любопытная пьеса «Пуш.Kill» о мире, где никогда не было Пушкина), Влады Ольховской (не менее любопытная пьеса о подростках, привыкших буллить других, оказывающихся в позиции жертв), Юлии Вороновой (драматург написала о подростке, улетевшем с мамой на другую планету перед катаклизмом, пьеса также была прочитана на конкурсе «Ремарка») и Андрея Шабардина.

Читать и смотреть эти пьесы было интересно, тем более что многие авторы (Анна Гейжан, Саш Тюжин, Юлия Воронова) уже давно заявили о себе и в других конкурсах, и в профессиональных постановках. Кажется, среди призеров не было случайных людей — многие уже давно занимаются литературой и драматургией.

В последнее время конкурсы, привязанные к конкретному действующему театру, открывают авторам наиболее быструю дорогу к постановкам. Ведь хотя и приятно видеть свою пьесу в каталоге библиотеки или на страницах сборника, но мечта любого драматурга — прийти на спектакль по своему произведению. Хочется пожелать авторам сборника «Лучшие пьесы 2024 года» осуществления этой мечты.