ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Лукьяненко от «Дозоров» до «Смешариков»

На встрече с казанскими читателями писатель рассказал, как у фантастов получается предсказывать будущее, как развитие нейросетей может повлиять на книжный рынок и чего не хватает современной России

Текст и фото: Олег Платонов (РГ, Казань)

"Получается все фальшиво"

По словам самого Сергея Лукьяненко, он написал около 30 романов, которые перевели на 30 языков. И только на русском языке тиражи его книжек составляют более 80 миллионов. Совсем недавно он закончил работу над своим новым романом «Седьмой». Это космическая фантастика, но очень необычная, её можно уже купить и прочитать в электронном виде, в бумаге книга выйдет в конце сентября.

Осенью же должны начаться съёмки телесериала "Рыцари 40 островов". Это масштабный проект, на восемь серий по его оригинальному сценарию.

– Я думал про книжное продолжение «Рыцарей 40 островов», были даже какие-то наброски, несколько глав где-то выложено в сети. Понимаете, «Рыцари…» написаны страшно просто посчитать когда! В 1992 году. Прошло 33 года. За это время Илья Муромец успел родиться, полежать на печи и пойти на войну. 33 года – это эпоха. Эту книгу давно пробовали экранизировать, начинали, но как только все подходило к съемкам, оказывалось, что это очень тяжело и очень дорого.

Но вот, наконец, технологии развились, теперь все это проще стало делать. Я написал сценарий к первой серии, сделали «пилот», я его посмотрел и понял, что так нельзя. Потому что сценарий был сделан с большой любовью к книге, к тексту. И он был совершенно недостоверный.

Как только перенесли события в наши дни, а понятно, что киношники – они хотят все события перенести в наши дни, – оказалось, что дети так не говорят, не поступают, у них другая совершенно лексика, другая мотивация, и выходит все фальшиво.

Мне пришлось полностью переписать всю историю. Но я сохранил дух, канву. В книгу заглянул один раз, чтобы сохранить одну ключевую фразу в неприкосновенности, а все остальное было написано заново. История получилась не хуже, а может быть даже лучше.

Все-таки в 57 лет у меня лучше писать получается, чем в 20 лет…

«К «Дозору» вернусь, когда все закончится

А как же с другими продолжениями?

– Есть две вещи, от которых я вздрагиваю. Первая – это вопрос «Когда ждать новый “Дозор”?». А второй, когда подходят ко мне седые или бородатые мужики со словами «Я вырос на ваших книжках».

В голове-то я у себя до сих пор 20-летний живу, поэтому необычно, когда до такого возраста люди дорастают на моих романах.

Про «Дозор» – треть книги была написана. Я садился с мыслью, что быстро ее напишу, а тут начинается ковид. И сразу ломается сюжет. Потому что в книге должна отражаться реальность, все «Дозоры» – они отражают, что происходит в момент написания романа. В маски героев мне одевать не хотелось.

Ковид заканчивается, я снова берусь за написание – приходит СВО. И как я буду писать о разборке темного и светлого магов? Интриги Гесера и Завулона сразу становятся «ни о чем». Антон Городецкий должен сорваться, и поехать куда-то в зону СВО. Не будет он сидеть и заниматься магическими войнами, когда такое происходит в мире.

Я жду, чтобы все закончилось. И тогда уже на этом фоне пусть Городецкий закончит свою историю.

В «Смешариках» любимый Карыч

Не забывает фантаст и своих юных читателей. Он готовит третью книгу для детей и подростков про приключения Трикса Солье под названием «Недоучки». «Недотепа» и «Непоседа» уже выходили ранее. Уже часть книжки написана, он ее отложил, но скоро хочет вернуться к ее написанию

В следующем году в России выйдет анимационно-игровой фильм «Смешарики сквозь вселенную». Режиссерами выступили Илья Максимов и Андрей Мармонтов. Сценарий создал Сергея Лукьяненко, основанный на персонажах вселенной «Смешариков».

– Про эту вселенную знают и видели многие, даже если не относятся уже к детскому возрасту, - говорит писатель. – Там есть снятые с актёрами сцены, а есть мультипликационные. Это хороший научно-фантастический, семейный, смешной и увлекательный фильм про космическое путешествие. Он уже снят, там сейчас рисуется мультипликационная часть. Мне кажется, у нас получилось.

Лукьяненко писал однажды сценарий к двум сериям сериала. А потом ему предложили взяться за полный метр. Он сначала испугался, а потом согласился.

– «Смешарики» делают совершенно замечательная команда. Это единственный случай на моей памяти, когда люди, после того, как ты им даёшь сценарий, не начинают радостно с улыбкой его топтать, разрывать на части, дописывать то, что они считают нужным. А они нормально, честно, хорошо работает с автором и не делают из сценария какие-то гадости. Это такая редкость для сегодняшнего кино, просто удивительно.

Может быть, поэтому сериал такой хороший. Я его смотрю лет 20, как у меня появился старший сын. Я с ним вместе посмотрел 2 серии, и, восхитившись, стал смотреть дальше. Там есть масса серий, которые очень хорошо и чётко содержат двойной смысл, есть линия для детей, которая понятна и интересна, и для взрослых.

Я рад, что мне удалось поучаствовать в этом проекте. Познакомиться и подружиться со всеми.

А мой любимый персонаж – это Кар-Карыч. Когда-то, как и все, я любил Кроша, потому что Крош оказался абсолютно соответствующий мне по характеру, но прошли годы, и я понял, что

я старый мудрый Карыч.

«Мы не предсказываем будущее, а улавливаем тенденции»

Сергей Лукьяненко говорит, что ни разу не пожалел о том, что бросил в молодости профессию врача-психиатра и занялся фантастикой.

– Мне до сих пор интересно писать. Каждый раз, когда пишу, я проживаю ещё одну увлекательную жизнь. Это очень интересное ощущение, как будто ты вернулся из какого-то загадочного путешествия и впереди ещё чего-то тебя ждёт. Когда текст идёт, то это очень быстро, тогда книжка сама летит и пишется за 2-3 месяца. Потом с месяц по-хорошему нужно отдохнуть. Я этим отдыхом пользуюсь для того, чтобы поездить с творческими встречами по городам России, это уже определённая разгрузка головы. Через недельку другую я начну писать следующую книгу, и уже сознание очистится.

К утверждению, что фантасты предсказывают будущее, относится спокойно.

— Мы не предсказываем будущее, а улавливаем какие-то тенденции раньше других. У меня в 1998 году в одном из романов описывалась война России с Украиной из-за Крыма. Я это написал не потому, что хотел эпатировать, просто я очень часто ездил на Украину. У меня там много друзей, товарищей. И видел, как меняется настроение. Я на все это посмотрел со стороны, и подумал, что это ничем хорошим не закончится рано или поздно.

Фантастика – это как бы экстраполяция того, что есть сейчас и попытка предсказать, куда оно разовьётся.

Так что если даже угадаешь, то можно просто задним числом гордиться. Сразу чувствуешь себя мудрым, как Лев Толстой на исходе лет. Иногда удаётся угадать. Но, к сожалению, или к счастью, повлиять мы не можем на то, что происходит.

Даже Библия не смогла кардинально изменить природу человека.

По крайней мере, не во всем. Казалось бы, простейшие заповеди, все с ними согласны, но нарушают только так.

«Уже нужно понять, чего мы хотим»

Но и тут же предсказал, чего не хватает нашей стране.

Мы ждём глобальные идеи, которые нас заставит двигаться. У нас общество без идеологии. У нас запрет на идеологию. «В России не должно быть главенствующей идеологии», написано было в нашей конституции, которая создавалась под присмотром американских специалистов. Это, конечно, замечательно, когда враг диктует тебе, как ты должен жить в будущих поколениях. Это как придумать какую-нибудь псевдокультуру и чтобы люди радовались ее величию.

Как грекам придумали национальный танец сиртаки и пусть теперь танцуют перед туристами всю жизнь. Это никакой не национальный танец. Когда в Греции снимали кино, американский актер сломал ногу. И чтобы его в прямом смысле поддержать, придумали псевдогреческий народный танец, взявшись за плечи друг друга. Теперь в Греции все танцуют сиртаки, все прекрасно. Американцы подарили новую национальную культурную традицию.

А нам приказали быть страной без идеологии. Может быть, действительно нужно было, чтобы не передрались между собой коммунисты, монархисты, либералы. Может быть, нужно был какой-то период пожить без идеологии, но мне кажется, что уже нужно понять, чего мы хотим, куда мы идём, к чему мы стремимся всей страной. Тогда будет намного все проще.

«Нейросеть не способна выдержать большие объёмы»

Лукьяненко не очень хорошо относится к развитию искусственного интеллекта в его профессии, но признает, что явление это неизбежное.

– Скорее всего, хитрая умная фирма, или само книжное издательство заключит договор с автором – и компании делегируется право выпускать книги по заказу от имени такого-то писателя. Это будет то, что я называю «персонализированными книгами». Вы заходите на сайт, забиваете параметры, количество страниц, чтобы действие происходило там-то и там-то. Главного героя звали так-то, чтобы там была любовная линия, сражения, пришельцы. И напишите в стиле Лукьяненко, Дивова и т.п .

Щёлкнул мышкой и через 10 минут приходит на почту персональная, уникальная сгенерированная нейросетью книжка по твоему запросу.

Пока такое работает плохо. Нейросеть не способна выдержать большие объёмы, и она не способна полноценно заменить автора. Но она уже ловит какие-то ключевые особенности стиля и сюжета и пытается их имитировать довольно удачно.

Так что через какое-то время человек будет получать подобный контент. Хорошо это? Я считаю, что не очень, потому что все-таки нейросеть генерирует на основании того, что уже существует. Она не делает уникального контента. У неё нет творчества как такового, это пока комбинация-рекомбинация существующих элементов. По сути, это будет такая жвачка для мозга, она будет достаточно вкусная, будет удовлетворять потребность к развлечениям, но вряд ли она принесёт что-то полезное в голову. Так что будут через какое-то время книжки от нейросети, и от живых авторов. Кто-то будет принципиально читать от настоящих писателей, а остальные начнут кричать: «Это вранье, никто живьем уже не пишет давно, за них всех нейросеть написала. Потом кино будет точно таким же. Сними-ка мне мультик в стиле Миядзаки длиной в 6 часов. Я досмотрю, потому что могу себе это позволить»…