ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы все учились понемногу: русские писатели и их школьные (не)успехи

Накануне Дня знаний вспоминаем, как складывалось со школой у тех, чьи труды полагается сейчас знать любому школьнику. Пять историй о поре ученичества русских прозаиков и поэтов разных эпох

Креатив giga.chat на тему 'Пушкин не сдаст ЕГЭ'
Креатив giga.chat на тему 'Пушкин не сдаст ЕГЭ'

Текст: Руслан Манеев

Русская литература тоже сидела за партой. Учила «Отче наш», латынь, стихи, любила и ненавидела математику. Часто парта будущих литераторов перемещалась в пространстве: это были скитания, академические или просто бродяжнические.

"Смесь обезьяны с тигром". А. С. Пушкин

Пушкин-лицеист – наше всё в том смысле, если мы хотим поддержать двоечника, то лучше примера не найти. По итоговой успеваемости двадцать шестой из двадцати девяти выпускников Царскосельского Лицея. Из десятка дисциплин «единица» (т.е. «отлично») только по словесности. Пушкин почти был выгнан из самой элитной в Российской Империи школы за любовную шалость. За него ручался перед государем директор Лицея (в чью родственницу поэт влюбился немногим позже, чем вызвал гнев своего патрона).

Хорошо, что юношу оставили без обязательств вести «прилежную» учёбу. И на поведение смотрели сквозь пальцы, только прозвища характерные давали: «Смесь обезьяны с тигром» (что было вовсе не обидно для поэта: именно таким «гибридом» Вольтер считал своих соотечественников-французов, а «француз» – еще одна лицейская кличка Пушкина).

Шестилетняя муштра в Лицее в сочетании с цепкой памятью дали поэту образование, давшее возможность создать шедевры русской словесности. Избирательность в предметах помогла поэту направить свои силы в литературное творчество, а своевольный характер вынудил не засиживаться на одном месте (буквально: последующие ссылки).

Он «сделал себя» в XVIII веке. Г. Р. Державин

Не всем талантам пушкинское образование доступно поныне. Тем более удивителен феномен Державина, который в елизаветинскую эпоху «сделал себя сам». Выходец из рано овдовевшей семьи обнищавших дворян, «отголосок сказочного русского богатырства», стал великим лириком, автором таких поныне памятных шедевров, как «Послание к Фелице», «Водопада», «На смерть князя Мещерского». Но прежде Державин учился у репетиторов-немцев, искавших заработок в степях Оренбургской губернии, и делал успехи в Казанской гимназии. Но потом пришла «повестка».

На год раньше, из-за бюрократической ошибки, он, дворянин по происхождению, был призван рядовым солдатом. Державин оставил учёбу. Мать на последние деньги собрала самое необходимое. Жить пришлось потомственному дворянину в казарме. Далее – десятилетие военной муштры, участие в подавлении Пугачёвского восстания. Прежде чем состояться придворным поэтом, Державин был шпионом, следователем, вербовщиком. Но образования всё-таки не получил. Так высказался о Державине А.С. Пушкин:

«Гений его мыслил по-татарски и по недостатку времени не знал русской грамматики».

Офицерская дисциплина в занятиях искусством возместили «недоученные» годы, а та малая доля незнания сделала эксперименты Державина со слогом более свободными.

«Выбился в люди первый из своей династии за 100 лет». С. А. Есенин

Где доброе слово скажется, там и гений окажется. В Константиновской земской школе Есенин всегда отзывался на доброе слово учителя. Священник и законоучитель отец Иоанн Смирнов направил жажду знаний будущего поэта: участие в домашних спектаклях, беседы о вере, знакомство с современными литературными журналами – сельский хулиган выпустился отличником.

В Спас-Клепиковской учительской школе ментором будущего поэта стал Е.М. Хитров. Ученики дали ему прозвище «шерстяной мопс». Тёплое отношение с воспитанниками сделали его первым чтецом юношеских виршей. На третьем, выпускном году обучения Хитров оценил талант Есенина. Посоветовал ехать в Москву или в столицу. Есенин и поехал в Москву, где поступил в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. В стенах нынешнего здания РГГУ поэт проучился всего полтора года, за которые постепенно начал выстраивать свой поэтический диалог с Городом. По словам Захара Прилепина, автора, среди прочего, подробнейший биографии Есенина в ЖЗЛ, поэт «выбился в люди первый из своей династии за 100 лет».

Хитров поддержал веру юноши в своё призвание. Кстати, Хитрову мы обязаны сохранившимся пробам пера Есенина.

Ученик «дна». М. Горький

М. Горький – ученик сапожника, чертёжника, булочника, продавец и иконописец, посудомойщик и, главное, прилежный ученик своих «университетов».

"Неблагополучный", как сказали бы мы сейчас, или "недостаточный", на языке того времени, подросток мечтал поступить в Казанский университет. В шестнадцать лет сирота оторвался от единственного близкого человека, своей бабушки, и переехал в Казань. Её он больше не увидит. Он учился у своего товарища, читал сложные книги, жил впроголодь, брался за любую работу. Но в год поступления университет сократил места приёма.

В конце концов, у Алексея Пешкова и аттестата не было, всего два класса ремесленного училища. Так писатель вспоминает свои школьные годы в автобиографическом произведении «Детство»:

«В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной».
Любознательность и прилежность в учении Горького рано разминулись со школьной партой. Но от встречи с жестокостью народной жизни жажда знания у писателя только стала осознаннее, а мотивации учиться – больше.

«Единицы, слабо разноображиваемые двойками». В. В. Маяковский

Учился юный Маяковский в двух гимназиях. В одной – на родине в Грузии – отличник, радует маму и папу чтением книг, художественным талантом. В другой – в Москве – всё так безнадёжно, что через пару лет учёбы мать забирает документы Маяковского: страсть к подпольной революционной деятельности перевесила учёбу.

Собрания, агитация, манифесты заменили уроки. Последовали тюремные заключения. «Важнейшее для меня время» – так вспоминает почти год отсидки в Бутырской тюрьме Маяковский, одиннадцать месяцев «литературного института»: «…бросился на беллетристику. Перечёл всё новейшее»; «Отчитав современность, обрушился на классиков».

Этот год уберёг Маяковского от других опасных приключений: «Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу» – так Маяковский вспоминает причину временной отставкой от политической активности. Кто знает, что стало бы с поэтом, если не откровение образования.

«Пушкин не сдаст ЕГЭ»

Есть ныне популярная присказка о том, что в наше время у классиков было бы меньше шансов состояться. Совсем юный талант прошлого угаснет сегодня в условиях тестовой традиции. Но великие писатели сталкивались с более страшными вещами, чем бланк ответов. И выходили они из больших трудностей с удвоенной охотой до знаний.

Сегодняшний круг обязательного чтения для российского школьника лучше всего говорит о том, что отечественные писатели окончили своё обучение с красным аттестатом школы жизни.