ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Я чувствую, во мне горит святое пламя вдохновенья». Отмечаем 220-летие со дня рождения Дмитрия Веневитинова в его родовой усадьбе на Дону

«Творчество Веневитинова заслуживает самого тщательного изучения и самой широкой популяризации», — Татьяна Некрасова, заведующая музеем-усадьбой Д.В. Веневитинова

Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова
Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

Интервью: Екатерина Коновалова

26 сентября исполняется 220 лет со дня рождения русского поэта-романтика, философа и переводчика Дмитрия Владимировича Веневитинова. Его короткая, но необычайно яркая литературная деятельность оставила значительный вклад в развитие русской литературы начала XIX века.

Единственный музей, посвященный поэту, находится в селе Новоживотинное и является структурным подразделением Воронежского областного литературного музея им. И. С. Никитина.

Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

Усадьба, принадлежавшая старинному дворянскому роду Веневитиновых, расположена на берегу реки Дон. Здесь будущий поэт провел свое детство. Музей был открыт в 1994 году после масштабных реставрационных работ.

Мы пообщались с Татьяной Некрасовой, заведующей музея-усадьбы в Новоживотинном, и выяснили, как родовое гнездо Дмитрия Веневитинова живет сегодня.


Расскажите, что такое музей Д. Веневитинова сегодня? Он больше сохраняет прошлое или смотрит в будущее?

Дмитрий Веневитинов

Татьяна Некрасова: Как и любой музей, он трепетно хранит память о прошлом. Мы посвящаем гостей в подробности биографии поэта, рассказываем об интересных фактах его жизни. Большое внимание уделяется особенностям его творчества, а также связанным с его фигурой романтическим легендам. При этом музей не обходит вниманием и философские идеи Веневитинова, ведь он был основателем «Общества любомудрия» – литературно-философского кружка, ставшего одним из первых подобных сообществ в России. Однако, как считает большинство историков, прошлое во многом определяет будущее, поэтому сотрудники музея большое внимание уделяют связи поэтических и философских работ Веневитинова с современностью, в частности, тому, как его поэзия и философские теории повлияли на творчество современных нам литераторов и философов. Изучение этого вопроса открывает огромные перспективы как для дальнейших научных изысканий, так и для культурно-просветительской работы.

Почему, на ваш взгляд, современные читатели знают о Веневитинове меньше, чем о других поэтах его времени?

Татьяна Некрасова: Причин тому несколько. Одна из первых состоит в том, что количество стихотворений, созданных поэтом, в сравнении с другими авторами той эпохи относительно невелико. Это и не мудрено, поскольку Веневитинов прожил хотя и яркую, но совсем недолгую жизнь. Он ушёл от нас в возрасте двадцати одного года, сверкнув яркой кометой на российском поэтическом небосклоне. Другую причину можно усмотреть в том, что на протяжении долгого времени поэзия Дмитрия была незаслуженно забыта многими литературными критиками. Однако Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил не только поэтические произведения своего четвероюродного брата, но и его способности как литературного критика, а Чернышевский говорил о поэте буквально следующее: «если бы Дмитрий прожил хотя бы на десять лет дольше, он мог бы на десятилетия вперёд двинуть русскую литературу».

Подобные оценки отметают всяческие сомнения в том, что творчество Веневитинова заслуживает самого тщательного изучения и самой широкой популяризации.

Какое стихотворение Веневитинова лично вы любите больше всего?

Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

Татьяна Некрасова: Одним из самых любимых стихотворений Дмитрия является «К моему перстню», которое стало частью романтической, но вместе с тем и печальной легенды о перстне, подаренном поэту его музой, княгиней Зинаидой Волконской.

С чего лучше начать знакомство с творчеством поэта?

Татьяна Некрасова: Я бы порекомендовала в первую очередь прочитать письма поэта, которые позволяют нам в полной мере оценить его поэтический дар, глубину восприятия окружающего мира. Лично мне очень нравится отрывок из письма Дмитрия к сестре Софии, написанного им в 1824 году во время пребывания в родовом гнезде в Новоживотинном: «Скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на средине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье».

Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

Как вы будете отмечать 220-летие со дня рождения Д. Веневитинова?

Татьяна Некрасова: Торжества пройдут в тесном партнерстве с частной школой «Академия «Профиль», что обещает насыщенную и познавательную программу для всех гостей. Праздник начнётся с иммерсивной постановки, которая познакомит гостей не только с жизнью и творчеством Дмитрия, но и с историей всего рода Веневитиновых, сыгравшего видную роль в истории Воронежского края. Продолжит программу мастер-класс, в ходе которого воронежская студия исторического танца «Каменный мост» познакомит участников с бальной культурой XIX столетия, и даст им возможность попробовать себя в исполнении бальных танцев различных эпох. Завершат программу несколько интерактивных «станций», которые помогут гостям глубже погрузиться в атмосферу эпохи, когда жил и творил поэт.

Какие проекты развивает и инициирует ваш музей? Какие проекты близки вам?

Татьяна Некрасова: Если говорить о проектах, стартовавших в последние месяцы, то необходимо отметить в первую очередь уникальные программы с Графским поездом: «Ретро-вояж в усадьбу Веневитиновых», «Усадебный дилижанс» (для обладателей Пушкинской карты). Они позволяют совершить путешествие в эпоху романтизма. Самыми красивыми нашими программами являются сезоны осенних балов в атмосфере дворянской усадьбы XIX века.

Хочется отметить, что в совокупности все музейные программы направлены на то, чтобы сделать посещение усадьбы Веневитинова настоящим погружением в мир русской усадебной культуры, полным открытий и ярких впечатлений.

Какие главные цели ставит перед собой музей на ближайшее время?

Татьяна Некрасова: Основная цель – стать ведущим культурным центром, привлекающим туристов и ценителей искусства со всех уголков нашей страны. В ближайшее время особое внимание будет уделено развитию совместных проектов со школами. Музей-усадьба планирует расширить спектр просветительских программ для детей и взрослых, включая лекции, мастер-классы, литературные вечера и театрализованные представления. Это позволит вовлечь в культурную жизнь региона большее число людей и повысить интерес к наследию Дмитрия Веневитинова.

Узнать больше о Музее-усадьбе Д. Веневитинова можно в его сообществе Вконтакте.
Фото: Архив музея-усадьбы Д. В. Веневитинова

К моему перстню, 1826

  • Ты был отрыт в могиле пыльной,
  • Любви глашатай вековой,
  • И снова пыли ты могильной
  • Завещан будешь, перстень мой,
  • Но не любовь теперь тобой
  • Благословила пламень вечной
  • И над тобой, в тоске сердечной,
  • Святой обет произнесла;
  • Нет! дружба в горький час прощанья
  • Любви рыдающей дала
  • Тебя залогом состраданья.
  • О, будь мой верный талисман!
  • Храни меня от тяжких ран
  • И света, и толпы ничтожной,
  • От едкой жажды славы ложной,
  • От обольстительной мечты
  • И от душевной пустоты.
  • В часы холодного сомненья
  • Надеждой сердце оживи,
  • И если в скорбях заточенья,
  • Вдали от ангела любви,
  • Оно замыслит преступленье, —
  • Ты дивной силой укроти
  • Порывы страсти безнадежной
  • И от груди моей мятежной
  • Свинец безумства отврати,
  • Когда же я в час смерти буду
  • Прощаться с тем, что здесь люблю,
  • Тогда я друга умолю,
  • Чтоб он с моей руки холодной
  • Тебя, мой перстень, не снимал,
  • Чтоб нас и гроб не разлучал.
  • И просьба будет не бесплодна:
  • Он подтвердит обет мне свой
  • Словами клятвы роковой.
  • Века промчатся, и быть может,
  • Что кто-нибудь мой прах встревожит
  • И в нём тебя отроет вновь;
  • И снова робкая любовь
  • Тебе прошепчет суеверно
  • Слова мучительных страстей,
  • И вновь ты другом будешь ей,
  • Как был и мне, мой перстень верной.