Текст: Екатерина Коновалова
В ходе пленарной сессии XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай" президент РФ Владимир Путин прочитал фрагмент стихотворения Александра Пушкина "Бородинская годовщина", отметив, что в нем содержится "ответ на многие вопросы" по поводу текущей политической обстановки. Напомним, что тема заседания клуба в этом году – "Полицентричный мир: инструкция по применению".
Президент отметил, что "томик Пушкина" всегда лежит у него дома на столе, но признался, что обращение поэта к Бородинской битве стало для него открытием: «Все мы знаем "Бородино" Михаила Лермонтова. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром…" Но я никогда не знал, что Пушкин писал на эту тему».
Путин подчеркнул необычайную актуальность пушкинских строк, будто написанных вчера: «Я его прочитал, и оно произвело на меня очень серьезное впечатление. Оно выглядит так, как будто Пушкин написал его вчера, и как будто он мне сказал: "Слушай, ты едешь на Валдайский клуб, возьми книгу с собой. Прочитай, что я по этому поводу думаю».
Стихотворение, столь впечатлившее Путина, посвящено 19-й годовщине Бородинской битвы и написано в 1831 году, во время польского восстания, когда Россия подавляла выступление за независимость Польши. Пушкин обращается к теме воинской славы России, подчеркивая преемственность между победами 1812 года и современными ему событиями. Поэт видит в подавлении восстания справедливое возмездие за "коварство" Европы, которая, по его мнению, забыла жертвы России в борьбе с Наполеоном.

Главная идея "Бородинской годовщины" — незыблемость русской государственности и историческая миссия России как защитницы порядка. Пушкин использует патриотический пафос, риторически противопоставляя Россию и Европу. Бородино становится символом национальной стойкости, а польское восстание – "мятежом", угрожающим единству империи. Поэт оправдывает жесткие меры Николая I, называя их "грозой" для врагов.
Многие, включая друзей Пушкина, критиковали автора за оправдание репрессий. Польская тема была болезненной: декабристы, например, мечтали о независимости Польши. Западники 1840-х годов видели в тексте апологию имперской политики, славянофилы же считали его манифестом русской исключительности.
Интересен ответ Петра Чаадаева на "Бородинскую годовщину". Он объявил Пушкина "национальным поэтом" и отметил, что в этом стихотворении содержится "больше мыслей, чем было высказано и осуществлено в течение целого века в этой стране" (письмо Пушкину, 18 сентября 1831).
- Великий день Бородина
- Мы братской тризной поминая,
- Твердили: "Шли же племена,
- Бедой России угрожая;
- Не вся ль Европа тут была?
- А чья звезда ее вела!..
- Но стали ж мы пятою твердой
- И грудью приняли напор
- Племен, послушных воле гордой,
- И равен был неравный спор.
- И что ж? свой бедственный побег,
- Кичась, они забыли ныне;
- Забыли русской штык и снег,
- Погребший славу их в пустыне.
- Знакомый пир их манит вновь -
- Хмельна для них славянов кровь;
- Но тяжко будет им похмелье;
- Но долог будет сон гостей
- На тесном, хладном новоселье,
- Под злаком северных полей!
После прочтения отрывка Владимир Путин заключил: "Еще раз убеждаюсь в том, что Пушкин – наше все. Кстати, дальше Александр Сергеевич раздухарился. Я не стану это читать. Но вы, если, хотите почитайте".
В хлестких и ярких строках Пушкина содержится та же мысль, которую Путин озвучил, как только закрыл книгу и продолжил разговор: «Сам факт наличия России многим не нравится, и все хотят как-то принять участие в этом историческом событии — нанесении нам стратегического поражения — и на этом поживиться».