Текст: Олег Платонов
Бренды пошли в чтецкие клубы
Сергей Минаев приехал в Казань с обширной программой. Вначале писатель сумел собрать тысячный зал своим творческим вечером. Забавно, несколько человек сдали билеты в кассу, потому что решили, что идут на концерт певца Сергея Минаева.
На следующий день писатель не смог собрать и 500 человек уже на бесплатной встрече в студенческой аудитории. Тем не менее, разговор получился любопытным…
«Я стал замечать, что начали появляться чтецкие клубы, — говорит Минаев. — Эта инициатива государственная, школьная, региональная. Но есть ещё очень важный момент. Бренды пошли в книжные клубы. Я знаю, что Алёна Долецкая такой книжный клуб сделала с «Яндексом». И это значит, что бренды тоже всё-таки начинают задумываться, что лучше, когда у тебя потребители умные и образованные. Это значит, что у них лучше карьера, будут больше денег заработать, больше тебе принесут. И в этом есть потенциал. Я на это очень надеюсь во всяком случае. Я не верю, конечно, что литература исчезнет, как предрекали театру, такого, конечно, не будет. Но конкурировать очень сложно».

Учитывая свою многомиллионную аудиторию на ютьюб-канале и других социальных сетях, медиаменеджер собирается делать специальные выпуски про новинки литературы. Если была его воля, то он бы на месте госорганов собрал топ-блогеров и дал бы настоятельное поручение рассказывать и про книжечки: «Вот сейчас скажут, что опять он стоит на государственной позиции. Но есть вещи, в которые надо вмешиваться, надо насаждать. Плохое слово, но другого у меня нет. И легче всего, поверьте мне, рассказывать про изломанную судьбу, про пьянку, наркоманию. Гораздо проще делать жёлтый контент, который быстрее залетает.
А вот про литературу делать сложно. Поэтому, наверное, надо блогеров обязывать.
Может быть, это глупый рецепт, но я другого не вижу. Потому что просветительством никто сам по себе заниматься не будет. Я могу себе это позволить, у меня есть определенный багаж. Но к другим-то особо не подкатишь, кто будет интегрировать в таком контенте рекламу. Значит, нужно менять устои».
Не может вся нация быть блогерами
Однако у самого Минаева – очень сложные отношения с современным поколением. Он утверждает, что большинство молодежи хочет стать блогерами: «Почему? Потому что записал какой-нибудь подкаст, выложил в соцсеть, прилетел миллион просмотров, ты их раз – и монетизировал. Нормально же! Не надо на заводе или в офисе работать. Да вообще делать ничего не надо в принципе, правильно наложить звук, свет научиться в лоб ставить.
И это, конечно, расхолаживает. Ну не может же вся нация быть блогерами. Кто-то же должен проектировать технопарки, программировать, водить самолёты и автобусы. Так не может быть, все не могут быть блогерами. Хотя блогерство – это тоже тяжелый труд. Но это и быстрая слава.
Я могу долго на эту тему рассуждать. О том, как возник мир потребительских ценностей, как он вытеснил всё остальное и как важно стало не кто ты, а что на тебе надето».
Весь Голливуд вышел из российской литературы
Минаев отметил, что сегодня надо делать усилие для того, чтобы развить навык чтения, потому что современная эпоха предлагает очень много соблазна. Корпорации борются за время каждого человека и предлагают кино, приставку и так далее. А еще и соцсети, где тоже надо кому-то ответить и поставить лайк.
- А когда жить? – задается вопросом писатель. – Очень трудно сейчас формировать поколение или влиять на него с помощью литературных героев. Телевизионная картинка настолько притягательна, настолько всеобъемлющая, проще для восприятия, что, конечно, главным из искусств, как говорил Владимир Ильич Ленин, для нас является кино.

Я написал свою первую книгу, у неё был тираж два миллиона экземпляров. Потом два фильма по книгам вышли, и они были очень успешны. И многие знают фильмы, но не читали книг. И вопрос в другом.
Это разный аудиторный охват. Произошла подмена. Великие сценаристы поворовали всё у великих литераторов, и говорят, что они создали тут новую реальность. На самом деле, мы же понимаем, откуда всё взялось. Просто язык повествования другой.
Минаев рассказал, как несколько лет назад брал интервью у Роберта Макки. Он написал лучшую, по мнению медиаменеджера, книгу для сценаристов – «История на миллион долларов». По ней учились большинство великих сценаристов Голливуда. И иностранец признался, что учился у Чехова, Толстого, Достоевского и Станиславского.
- Вам их надо продвигать, а не брать интервью у меня, – отметил тогда иностранный специалист.
И Минаева тогда это поразило, что на базе русской литературы выстроено всё кинопроизводство: «Если вы возьмете практически любой сериал о каком-то моральном выборе, вы всегда найдёте там внутри отсылку вольную или невольную на "Преступление и наказание". Так это работает».
Потому что настолько большие смыслы были заложены этими людьми, у которых было знание о планете, может быть, меньше, чем у нас с вами. Но настолько по-другому они это видели, и настолько они опередили свое время, что это до сих пор работает.
Текст нужен, чтобы составить правильный промт для ИИ
Минаев задается вопросом, зачем сегодня читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? С точки зрения развлечения – наверное, незачем. Но он уверен, что чем больше человек читает, тем больше развивается словарный запас и образное мышление. Это значит, что вы почти наверняка будете лучше учиться, получите лучшее образование, лучшую работу и будете зарабатывать больше денег.
Автор уверен, что по разнарядке никто читать, конечно, не будет. Но интернет может стать катализатором моды на этот вид деятельности человека.
Однако писатель отметил, что сегодняшние герои произведений не смогут пройти сквозь века и оставаться актуальными: «У современного человека память как у рыбки, три минуты. Он за день получает информации больше, чем средневековый человек за всю свою жизнь. С утра прочитал новости, а уже через час он не помнит, что он читал.
Мы движемся в таком информационном потоке, в таком хаосе, что нас это дезориентирует. Мы живём в этом информационном шуме.
Да и как существовать героям? Ну совершил он героический поступок, ребенка спас из пожара. А мы прочитали, и вот уже обсуждаем Долину. Сколько ресторанов ей отказало, и отдаст ли она деньги за квартиру. Это же так важно!
Тут надо такой мощный поступок совершить, чтобы стать героем. Причем на неделю. И то это будет победа».
Минаев отметил: «То, что ИИ сможет написать удобоваримую литературу, интересную, связанную, живую книгу – я в это, к сожалению, верю. Почему к сожалению? С одной стороны, если напишет искусственный интеллект нового Евгения Онегина, наверное, это будет неплохо. Но мне кажется, что на философском, изотерическом и религиозном уровне это уже полное замещение нас с вами. Одно дело, когда мы развиваем робототехнику, чтобы тяжёлым физическим трудом не заниматься. Что такое писатель? Это в какой-то степени властитель дум! Но если мы своим властителем дум сделаем робота, что о нас как о социуме это говорит? То, что мы тупые бараны.
Ну как! Год назад же в запрещенной соцсети была модель, которая была полностью нарисована искусственным интеллектом. У неё было 4 миллиона подписчиков. То есть людям все равно, получается, за кем наблюдать? Это страшные и пугающие вещи. Но ведь они происходят с нами! Я этого боюсь, честно скажу».








