ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Союзы и съезды. От Горького до Мединского

Февральский (17-й) и недавний 18-й «объединительные» съезды Союза писателей неизбежно сравнивались с «Первым всесоюзным съездом советских писателей» 1934 года. Насколько справедливо это сравнение? Размышляет писатель Игорь Шумейко

Wikipedia.org
Wikipedia.org

Текст: Игорь Шумейко

Прошедшие в этом году два внеочередных съезда СПР (Союза писателей России) имели главную официально объявленную цель: консолидация творческих сил, писательских организаций. 90% реплик, комментариев, особенно в регионах, касались последствий слияния/поглощения отдельных групп – СПРом.

К чести писательского сообщества страны, в числе гадательных «последствий» вопросы житейские (технология перерегистрации, выдача новых «членских корочек», помещения…) отступали перед главным: как скажется эта новая «монополизация» на свободе творчества? На его уровне?

И тут февральский (17-й) и нынешний 18-й «объединительные» съезды неизбежно сравнивались с Первым Всесоюзным съездом советских писателей 1934 года.

Что в них общего? Чем отличаются?

Много лет и съездов тому назад

Тот Первый Всесоюзный съезд – объединил в единый СП СССР членов многих писательских союзов: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Кузница», «Серапионовы братья», ЛЕФ, «Перевал»…

Первый в этом списке более других претендовал на «честь» быть прообразом булгаковского "Массолита". Впрочем, ту «честь» горячей картофелиной перебрасывали и другим группам. Спорили: понизило «колхозное» объединение художественный уровень писателей или нет?

Понятно, об уровне «творческой продукции» писателей до и после Первого съезда Союза писателей СССР говорить можно бесконечно, но…

два Великих Поручения нашей истории – необъединенные творцы не смогли бы выполнить ни-ког-да.

Какие именно «поручения»?

1) Уверен, что и сторонники, и самые ярые противники «государственного влияния, контроля» согласятся: невозможно даже вообразить выступления на фронте, работу в «Красной звезде», армейских газетах… просто встречи с бойцами – членов тех вольных организаций 1920-х годов (останься они до 1940-х годов).

Те же самые «физически, творчески»: Сельвинский, Платонов, Твардовский, Эренбург, Петров, Фадеев… громовые статьи во фронтовых газетах – тут всё понятно. Это члены Союза писателей – пишут защитникам Советского Союза…

Но только попробовать вообразить иное? В «Красной звезде» рядом с фотоснимками героев, рассказами о сражениях, боевых эпизодах… вдруг: «вдохновляющие призывы от члена РАПП». А на соседней странице: осторожно, но все же возражающий ему, или «чуть-чуть меняющий акценты предыдущего автора…» – член группы «Перевал».

Или… вообразим еще больший абсурд: усталый политрук в землянке прижимает трубку фронтового телефона и пытается записать: «Значит, завтра приедут писатели. Так… Платонов из лит-объединения… "Перевал", Ер-ми-лов… Из "Кузницы"? Отставить, – из РАПП! Товарищ полковник, а сколько там «Пэ»? Тут нас взрывом накрыло, не расслышал… РаПэПэ? Ясно. Встретим. Конец связи».

Не знаю… Может, лишь абсурдистам ОБЭРИУ фантазии бы хватило.

2) Вторая Миссия единого Союза писателей. Сближение духовных элит народов нашей страны. Тут примеров просто не счесть. Сколько ни довелось знакомиться с якутскими, башкирскими, татарскими, тувинскими, чувашскими писателями, всегда выяснялось, что нити, канаты их дружбы с русскими коллегами – все тянутся со времен: Литинститута, Съездов, Дней культуры… Якутский классик Николай Лугинов до сих пор снимает, показывает фильмы о поэте Юрии Кузнецове, на своих юбилеях, вечерах рассказывает о нем. Поэтесса Сайлыкмаа Комбу, переведшая Пушкина, Некрасова, Библию на тувинский, вспоминает Ганичева, Михайлова. Творческая дружба Геннадия Иванова с аварскими поэтами, выражаясь официально: «уже – фактор государственного значения». Награжденный недавно Президентом России поэт и выдающийся тюрколог Бронтой Бедюров неустанно твердит: «Алтай – отец, Москва – мать». Сергея Гловюка искренне считают за друга многие тюркские писатели…

Солли Бронтоевна Ефимова, глава регионального отделения СПР в Республике Алтай, с автором очерка. Фото: Предоставлено автором

Так можно превратить очерк – в справочник «Литераторы РФ». Проще пойти «от противного», попробовать найти хоть один пример устойчивых, творческих контактов писателей любого из российских народов, установленных вне Союзов СССР, России, Литинститута. Вряд ли.

Эти дружбы – кровеносные сосуды единой страны. Во многом благодаря им русский литературный – остается российским государственным языком.

А возвращаясь к эпохе создания, «заложения основ», нужно вспомнить, что подготовка Первого съезда, наверно, неожиданно для организаторов, затянулась на два с половиной года. В апреле 1932 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Уже тогда всем причастным стали ясны контуры будущего: «РАППы, "Перевалы"… прикроют, будет один общий Союз», и…

Литература и логопедия (маленькое речевое отступление)

Тут читатель, возможно, спросит: «Отчего такое сгущение отрицательных эмоций именно вокруг РАППа?»

Кому-то их вожди Билль-Белоцерковский, Киршон, Лелевич, Авербах… ненавистны, как и гонители Михаила Булгакова. Другие вспомнят, как коммунистов, РАППовцев нещадно критиковал Сталин: «Вы выдвигали и расхваливали своих, выдвигали подчас не в меру и не по заслугам, замалчивали и травили писателей, не принадлежащих к вашей группе».

Рядом с Максимом Горьким – Леопольд Авербах, ближайший «кандидат в Берлиозы», глава РАППа-МАССОЛИТа. Булгаков о Берлиозе: «маленького роста, упитан, лыс». Трость в руках его собеседника смутить не должна, эта скамейка – не на Патриарших». Фото: Предоставлено автором

Третьи обличают саму технологию, ловкий прием: мелкобуржуазные ловкачи взяли под руки Фадеева, набрали послушную массовку: 4000 (четыре тысячи) анкетных пролетариев с тетрадками стихов за пазухой, и пошли, как выражался Карл Маркс, «штурмовать небо», сиречь кремлевские приемные.

Но я напустил/натравил бы на «креатив» названий: РАПП, ВАПП… врача-логопеда. Ведь похоже на речь заики. «Кузница» тоже – не Бог весть придумка (на монетке той поры, полтиннике – кузнец), но поставить заикание РАП-П в титул литературной организации, это...

Что б оценить уникальную сложность вопроса писательского объединения, надо вспомнить ту Эпоху. Ударные темпы. Пятилетка – в четыре года!

А на «писательском фронте»?.. создан Всесоюзный оргкомитет, 50 членов собираются у Горького, Сталин принимает регулярные доклады Гронского, Фадеева, Ставского. Советуется с Алексеем Максимовичем… 7 сентября 1932 года Гронский докладывает Сталину: "Два месяца – срок, в общем, достаточный для подготовки (съезда)". И вот… Днепрогэс дал ток, Горьковский автозавод включился, Каналы прорыты, десятки миллионов крестьян коллективизированы, Магнитогорск, Новокузнецк заработали, а Союза писателей СССР – всё нет.

Выдающаяся заслуга Максима Горького: это он подыскал реальный смысл, достойную цель – трудам по объединению РАППов, Перевалов и прочих. Новый писательский Союз должен стать проекцией – Союза Республик, Союза народов. На печатных листах, в душах сограждан отпечатать законы, коды жизни по-новому сложенной страны. Ведь ранее «работа» вождей литгруппировок свелась к беготне по высоким московским кабинетам, поиску покровителей, смены Троцкого на Бухарина… А Горький понял: травить Маяковского, Булгакова – можно было продолжать и внутри… (МКАДа тогда не было) – Бульварного кольца. Всесоюзного объединения для этого не требовалось. А если уж собирать их всех, то вот она – Цель.

И важнейшей инициативой Максима Горького стало формирование писательских бригад. Во всех республиках, краях они отыскивали талантливых коллег – будущих делегатов Первого всесоюзного съезда. Которые, вернувшись, смогли бы объяснить своим землякам смысл нового «всесоюзного писательского Союза».

В начале 1934 года Павел Юдин (объяснявший, почему РАПП надо закрыть) отмечал в докладной записке: «Ранее литература республик была практически не известна читателям за их пределами. Но все изменилось благодаря инициативе Горького. Были намечены планы переводов с национальных языков на русский и с русского на национальные».

Первый Всесоюзный съезд советских писателей прошел в Москве с 17 августа по 1 сентября 1934 года. Символична дата окончания: «Новый учебный год. Разъезжайтесь, товарищи, сеять разумное, доброе, вечное». И с тех пор СП СССР – важная деталь советской государственной машины, один из творцов «Большого советского стиля».