САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кто сказал, что дети не читают?!

Михаил Нянковский: советы родителям от заслуженного учителя России и главного редактора издательства «Академия развития»

Нянковский на Красной площади
Нянковский на Красной площади

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: www.rlib.yar.ru

Родители жалуются, что дети мало читают и что даже возможная двойка по литературе не всех заставит взять в руки книгу.

— Я слышу эти жалобы ровно столько лет, сколько работаю в школе, а это уже почти 30 лет, — говорит заслуженный учитель России, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», главный редактор издательства «Академия развития» Михаил Нянковский. — И каждый раз у меня возникает вопрос, в сравнении с чем?

Действительно, когда не было телевизоров и компьютеров, дети чаще брали книгу в руки. Детский ум очень пытлив, всегда ищет новую информацию. А пару десятилетий назад был по сути единственный источник знаний — книга, сейчас же все изменилось.

— Я, например, относился к той категории детей, которые читали мало. Родители бились-бились, но у них мало что получалось, — откровенничает Нянковский. — Но родители никогда не заставляли меня читать. Просто у нас была читающая семья и в определенный час все брали книги и садились читать. И я от скуки тоже был вынужден читать.

Так вот, совет родителям номер один — начните себя, покажите ребенку на собственном примере, что значит читать.

А пока взрослые ссылаются на занятость и на то, что свое в школе отчитали, не стоит ждать, что их дети сами возьмут с полки книгу. К чтению надо приучить.

— Нужно читать книги детям, — говорит заслуженный учитель России. —


Многие родители допускают ошибку, когда перестают читать ребенку, как только он научится это делать сам.


Это же особый вид осмысленного чтения, когда читает близкий человек, объясняет непонятные слова. Мой папа собирал всю семью вокруг стола и читал нам. Родных уже нет в живых, а я до сих пор помню те вечера.

Но вопрос не только в том, читают дети или нет, гораздо важнее, что они читают. Взрослые очень часто советуют детям книги, которые им самим нравились в детстве, а потом удивляются, что ребенку не нравится.

— Мы забываем, что с тех пор прошло много времени, и жизнь, описанная в тех книгах, часто непонятна современному подрастающему поколению. Сначала надо объяснить, кто такие пионеры и октябрята и почему одни за белых, а другие за красных, — объясняет Нянковский.

По его мнению, книги для чтения должны рекомендовать школа и библиотека. Но они, к сожалению, к этому не готовы. Например, в список литературы для начальной школы входят очень хорошие книги. Но кто сказал, что они понравятся детям? Кто решил, что детям интересно читать про природу?

— Им нужно действие, приключение, а им предлагают пейзаж, — говорит эксперт. — В средней школе ученикам предлагают былины, фольклор и «Поучение Владимира Мономаха»... Взрослые этого не читают, а почему дети должны? Классические произведения очень важны, но нельзя исключать и современную подростковую прозу. Просто нужно найти баланс.


А пока получается так, что школьная программа сама по себе, современная литература сама по себе, а родители в растерянности и не знают, какой книгой увлечь ребенка.


Вот и совет номер два: предложите ребенку книги современных авторов. Они ближе и понятнее современному поколению.

— Дети читают и всегда будут читать, — подводит итог Нянковский. — Что и когда, зависит от нас, взрослых. Существует масса приемов, чтобы сделать чтение увлекательным. Дети хотят быть крутыми, так сделайте так, чтобы читать было круто.

Это и есть совет номер три:


чтение нужно стимулировать, чтобы дети хвастались тем, что они читают.


Один из способов сделать чтение крутым занятием предложила издательская группа «ДРОФА» — «Вентана-Граф», которая запустила краудсорсинговый проект «Страна читающая».


Они предложили школьникам по всей стране записывать на камеру мобильного телефона, как они читают отрывки из любимых произведений, и присылать ролики на канал проекта на YouTube.


Первый тур был посвящен Шекспиру, второй Пушкину. Количество участников растет в геометрической прогрессии (более 300 в первом туре и 776 во втором), тем более что проигравших тут не бывает. Авторы идеи уверены, что возможность прославиться на всю страну — хороший стимул, чтобы взять в руки книгу.