САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Школьники и чиновники прочли «Матеру»

В Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова закончились съемки видеокниги «Валентин Распутин. Читаем вместе»

'Прощание с Матерой'
'Прощание с Матерой'

Текст: Екатерина Дементьева/РГ (Иркутск)

Фото: Анатолий Бызов

Читаем

За три недели операторы театра побывали на родине писателя — в Усть-Уде, в приангарских поселках, на побережье Байкала. Жители Иркутской области и других регионов России приезжали на съемки, в драмтеатр. Отрывки для видеопроекта прислали из Москвы, из Крыма — 19 жителей республики, имеющих сибирские корни, отправили свои видеоролики в Иркутск.

Радует, что из 300 добровольцев, выбранных для чтения Распутина, примерно каждый десятый — школьник. Были даже совсем маленькие участники — первоклашки. А самой почтенной участницей проекта стала иркутянка Валентина Быстрова, 30 лет проработавшая диктором на телевидении.

Авторам проекта предстоит кропотливая работа — монтаж всех отрывков в единую видеоповесть «Прощание с Матерой». Но уже сегодня можно сказать, что цель проекта достигнута — те участники проекта, с кем удалось поговорить, признавались, что брали в руки «Прощание с Матерой» еще в юности — в школе, в институте, но, перечитав книгу вновь, к проекту, открыли для себя Распутина и его героев заново. «Это очень современная и актуальная книга», «это мудрая книга о вечных вещах», «история Матеры повторяется на наших глазах — снова уходят под воду деревни, умирают лесные поселки», «мы те же самые старухи с Матеры», «в повести узнается многое, о чем я все чаще думаю сегодня», - примерно так описывают свои мысли и ощущения участники проекта.

В ходе съемок проявился и неожиданный эффект, не запланированный авторами видеокниги — в отличие от проекта «Каренина. Живое издание», в котором 700 человек читали роман Льва Толстого онлайн, чтецы Распутина имели возможность пообщаться между собой до и после записи. И оказалось, что людям хочется поделиться своими раздумьями над сюжетом книги, рассказать про понравившийся отрывок, услышать мнение другого, может, и рассказ очевидца событий, ставших основой сюжета «Матеры».