Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: портрет Вольтера кисти Мориса Кантена де Латура
Вольтер (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, там же; имя при рождении Франсуа-Мари́ Аруэ, фр. François Marie Arouet) — стал символом вольнодумства и неуважения к авторитетам. "Ах, окаянный вольтерьянец!" - кричит у Грибоедова старая княгиня. Едва ли она читала сочинения Вольтера, но твердо знает - он учит молодежь плохому. И в то же время стал символом уважения к чуждому мнению. Хотя известной фразы «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить», он, скорее всего в таком чеканном виде не произносил и не писал - у него достаточно чеканных фраз, восхваляющих, с одной стороны, свободомыслие, но с другой - уважение к чужому мнению.
-
- Чтение возвышает душу, а просвещённый друг доставляет ей утешение. «Простодушный»
-
- Ну и что же? - сказал дервиш. - Какое имеет значение, царит на земле зло или добро? Когда султан посылает корабль в Египет, разве он заботится о том, хорошо или худо корабельным крысам?
«Кандид, или Оптимизм» - Палач святой инквизиции в сане иподьякона сжигал людей великолепно, надо отдать ему должное, но вешать он не умел. «Кандид, или Оптимизм»
- Хорошее подражание - самая безупречная оригинальность. «Вольтер. Сочинения»
- Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду.<...> <…> Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною.
- Как ненавижу тварей я подобных,
Солдат под юбкой, дев мужеподобных,
Которые, приняв мужскую стать,
Утратив то, чем женщины пленяют,
И притязая тут и там блистать,
Ни тот, ни этот пол не украшают!
«Орлеанская девственница» -
Не нашли счастья в одном месте, ищите в другом. К тому же, что может быть приятнее, чем видеть и делать что-то новое.
«Кандид, или Оптимизм» - Война неизбежно истощает государственную казну. Разве взятое у побежденных наполнило бы ее? Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
- Я говорю, что думаю, и очень мало озабочен тем, чтобы другие думали так же, как я. «Кандид, или Оптимизм»
- Человек не может сaм себе дaвaть ни ощущений, ни идей; все это он получaет. Печaли и удовольствия приходят к нему извне, рaвно кaк и сaмa жизнь. «Задиг, или Судьба»
- Везде слабые ненавидят сильных, перед которыми они пресмыкаются, а сильные обходятся с ними, как со стадом, шерсть и мясо которого продают. «Кандид, или Оптимизм»
- Где можно прожить недурно, там и надо оставаться. «Кандид, или Оптимизм»
-
- Я понял, что чем светлее его (человека) разум и чем чувствительнее его сердце, тем он несчастнее… «Философские повести»
- Легкость распространения мыслей ведет, очевидно, к уничтожению невежества, охраняющего и спасающего все цивилизованные государства. «О страшном вреде чтения»
- Споры древних философов были всегда мирны, а споры богословов часто бывали кровавы и всегда бурны.
- Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. «О страшном вреде чтения» «Мысли о государственном управлении»
-
- Мудрость - это то, что приходит в старости на смену разуму.
- Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
- Послушание несправедливым приказам есть преступление. «Китайский сирота», трагедия (1755)
- Всё к лучшему в этом лучшем из миров. «Кандид, или Оптимизм»
- О, какой необыкновенный человек! - бормотал про себя Кандид. - Какой великий гений этот Пококуранте! Ничто не может ему понравится. «Кандид, или Оптимизм»
- Я сотни раз говорил себе, что был бы счастлив, будь я так же глуп, как моя соседка, и все же мне бы не хотелось такого счастья… «История доброго брамина»
- Душа - это зеркало, в котором отражается мир, а тело - рама зеркала. По-моему, это совершенно очевидно. «Микромегас»
- Случайности не существует, - всё на том свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвозвестие. «Задиг, или Судьба»