Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Максим-Горький-150-лет-на-Соловках.1

Эпизод из жизни Горького

Приближающееся 150-летие Максима Горького (28 марта) вызывает повышенный интерес к нему со стороны СМИ

Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ
Фото: pravmir.ru

Павел-БасинскийЭто хорошо, потому что это говорит о том, что Горького не забыли, что в его творчестве и его биографии пытаются разобраться, что они, следовательно, интересны не одним горьковедам. В субботу я записывался на передаче о Горьком на канале «Культура» у Александра Архангельского — программа «Тем временем». Разговор был интересный, но, как обычно бывает с Горьким, начиная с 90-х годов он постоянно сбивался на два момента из жизни писателя: его поездку на Соловки и организацию книги о строительстве Беломорско-Балтийского канала им. И. В. Сталина.

В конце концов один из участников этой передачи — издатель Борис Куприянов — даже возмутился: почему мы, говоря о Горьком, все время сбиваемся на эти два эпизода из его жизни, почему не говорим о Горьком-писателе?

На самом деле эти два «клейма» в биографии Горького действительно нельзя «отмыть». Хотим того или нет, мы будем к ним возвращаться всегда. И дело не в том, что Горького кто-то очень не любит. Дело в том, что, как верно сказал ведущий Александр Архангельский в конце передачи, «за Горького обидно». Как известно, в августе 1933 года в «турне» по Беломорканалу отправились 120 советских писателей и деятелей культуры, из очерков которых, собственно, и состояла книга, которой патронировал Горький. Среди них были не кто-нибудь, но Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Илья Ильф, Евгений Петров и другие. Но почему-то за них не так «обидно». А за Горького — да, «обидно»! Слишком высок был авторитет писателя и гуманиста не только в России, но и во всем мире. К его мнению нельзя было не прислушаться.

Одним из самых неприятных моментов посещения Горьким Соловков в 1929 году была знаменитая история с мальчиком, который будто бы рассказал гостю всю правду о лагере, гость расплакался, но мальчика с собой не увез, а мальчика потом расстреляли. И хотя исследователи соловецкой истории подвергают сомнению факт существования этого мальчика («а был ли мальчик?»),


есть легенды, которые куда сильнее правды жизни, потому что они аккумулируют в себе суть реальности, а не ее дотошные подробности. Этот мальчик навеки будет привязан к Горькому, как царевич Дмитрий к Борису Годунову.


Но в восприятии этого факта меня удивляет одно. Почему Горький не взял мальчика с собой? А как вы себе это представляете? Вот факт абсолютно достоверный, отраженный во многих статьях и воспоминаниях.

На Соловках Горький встретился с одной из своих сотрудниц еще по первым послереволюционным годам — Юлией Николаевной Данзас. Это была сложная и странная личность. О ней, в частности, оставил воспоминания академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, отбывавший срок на Соловках в то же, что и Данзас, время. Только Лихачев был тогда молодым, а Данзас к моменту посещения Горьким Соловков уже было 50 лет.

Лихачев пишет, что общения с соловецкой молодежью у Данзас почти не было. Между тем интерес к ней был очень большой. Ее отец был племянником секунданта Пушкина. Она училась в Сорбонне, знала девять языков, была фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Во время Первой мировой войны отправилась добровольцем на фронт, но служила не сестрой милосердия, а урядником в 18-м Оренбургском казачьем полку. Она владела шашкой, принимала участие в боевых действиях и за это получила Георгиевский крест. После Февральской революции ей предлагали возглавить женский батальон (тот самый, что возглавила Мария Бочкарева), но Данзас отказалась. Она работала в Публичной библиотеке, читала в университете лекции по истории Англии и Франции и наконец сотрудничала с Горьким в издательстве «Всемирная литература», написала книгу о Платоне.

Горький был знаком с Данзас с дореволюционных времен. Он когда-то заинтересовался ее книгой «В поисках за Божеством» (1913). Данзас была религиозной женщиной, но во вкусе модернистских духовных исканий тех лет, которых, как известно, и «буревестник революции» был не чужд, увлекаясь «богостроительством». Данзас интересовалась различными сектами, в том числе «хлыстовством». Считается, что некоторые ее черты отражены в Марине Зотовой в романе Горького «Жизнь Клима Самгина». В 1922 году под влиянием руководителя русских католиков отца Леонида Федорова она приняла католицизм и стала ревностной католичкой. Это, как вспоминал Лихачев, и мешало общению с ней соловецкой молодежи: «С одной стороны, постоянно взыскующая истины, мятущийся религиозный мыслитель, с другой — крайне нетерпимая католичка, как бы познавшая всю истину в спорах с православными…»
Правда истории не совпадает с нашими представлениями о ней сегодня

Вот эту старую знакомую Горький и встретил в лагере на Соловках. И тоже возникает вопрос: почему он не взял ее с собой? Ведь, кажется, мог бы… Что ему стоило? «Великий пролетарский писатель», как его уже называли в СССР, верховный авторитет в культуре и чуть ли не «друг» Сталина. Почему он не увез эту женщину?

Потому что правда истории не совпадает с нашими представлениями о ней сегодня.


Никого запросто с Соловков не мог увезти даже «великий пролетарский писатель».


Два с половиной года потребовалось ему, чтобы освободить Данзас. В 1931 году ее перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, где она работала статистиком. В 1932 году по ходатайству Горького Данзас досрочно освободили. И лишь в 1933 году Горький смог устроить ее отъезд в эмиграцию. Она скончалась в Риме в 1942 году.

Это только один из эпизодов советского периода биографии Горького. Не самый важный и не самый значительный. Но о нем нужно знать, чтобы понимать реальную ситуацию, в которой находился писатель в это время.

19.02.2018

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Максим Горький 150›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ