САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сквозь магический кристалл «Нашего наследия»

Литературная премия Александра Солженицына присуждена главному редактору журнала «Наше наследие» Владимиру Енишерлову

Текст: Павел Басинский

Фото: www.informprostranstvo.ru

На фото: Владимир Петрович Енишерлов. Портрет работы художника Антона Куманькова

В этом году Литературной премии Александра Солженицына исполняется 20 лет. Основанная самим Александром Исаевичем в 1997 году, она впервые была вручена в 1998 году крупнейшему русскому филологу и лингвисту, академику Владимиру Николаевичу Топорову. Премии удостаивались многие писатели, критики, литературоведы, философы, режиссеры и даже артисты.


Во главу угла всегда ставилась не сиюминутная заслуга, не отдельное произведение или даже книга, а тот вклад, который сделал этот человек в русскую литературу.


Лауреатами премии становились и ушедшие от нас писатели — например, Константин Воробьев и Виктор Астафьев.

Награждение премией Солженицына критика, филолога и главного редактора журнала «Наше наследие» Владимира Енишерлова — это, безусловно, дань всей его работе за последние тридцать лет. Работе — внешне не очень заметной, не «медийной», как говорят сегодня, но огромной по своему культурному масштабу.

В 1987 году Владимир Петрович Енишерлов получил предложение от Д. С. Лихачева войти в создающийся Фонд культуры и стать главным редактором историко-культурного журнала «Наше наследие». С этих пор он бессменно возглавляет журнал тридцать лет. Вышло 119 номеров. Журнал публиковал материалы философов, писателей, художников, музыкантов, исследователей живописи, архитектуры, древнего искусства, драматического театра, балета, кино, при этом в полиграфическом исполнении самого высокого уровня. Читателям были подарены неизвестные ранее тексты и материалы из архивов Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Блока, Андрея Белого, Гиппиус, Цветаевой, материалы из наследия Святейшего патриарха Тихона, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Г. П. Федотова.

Д. С. Лихачев писал, подводя итоги десятилетнего существования журнала: «Тип журнала «Наше наследие» — это совершенно определенный выбор. Как он был сделан с самого начала, так до сих пор и держится. Он так и войдет в историю: как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда изменилось всё».

Сверх издательской деятельности Владимир Енишерлов направляет усилия журнала на помощь в восстановлении архитектурных и исторических памятников, в основном Москвы и Подмосковья.


 

Появившийся в конце ХХ века журнал «Наше наследие» был прорывным явлением в русской журналистике.


Это сегодня его изысканный облик, где тексты по истории русской культуры сочетаются с иллюстрациями в высочайшем полиграфическом исполнении, кажется уже чем-то привычным. А в конце 80-х годов это была настоящая революция. Владимир Енишерлов потом вспоминал: «Решив делать «синтетический» журнал, в котором были бы представлены литература и философия; живопись и архитектура; театр и музыка... — словом, все грани магического кристалла культуры, мы отправились в ее прошлое... «Наше наследие» был первым в новой России журналом такого типа — сочетавший в себе серьезное содержание, современный дизайн и образцовое полиграфическое исполнение».

Иногда он рассказывал о журнале курьезные вещи: «Конечно, всегда интересно найти что-то необычное, найти какое-то новое имя, открыть новый текст, нового художника. И когда это получается — это наша большая удача. Но иногда получаются довольно странные вещи и с известными именами. В 102-м номере мы напечатали небольшой материал, посвященный обнародованному нами месту рождения поэта-партизана Дениса Давыдова. Это оказалось прямо напротив нашей редакции: угол 1-го и 3-го Неопалимовских переулков, где была усадьба его отца. Раньше считалось, что он родился на Пречистенке».

Вообще удивительно, что этот журнал, идею которого придумал еще Д. С. Лихачев, существует и по сей день, несмотря на все катаклизмы и перемены, которые пережила и переживает Россия. И конечно, основная заслуга здесь во многом принадлежит Енишерлову. Этому журналу он, в общем, отдал свою жизнь.