24.09.2015

Дон Кихот по имени Стаканчик

Куклы воплотили в Перми абсурдистскую пьесу довоенного украинского драматурга

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

В Пермском театре кукол поставили «Народного Малахия», пьесу малоизвестного сегодня украинского драматурга Николая Кулиша, никогда доселе в России не воплощавшуюся на сцене. Спектакль — для взрослых.

...Сельский почтальон Малахий Стаканчик двадцать семь лет пел на клиросе, и «до буковки» знает Священное писание, но был с чудинкой. Началась война — от ее ужасов он замуровался в чулане и пересиживал лихое время. Пришла революция, — он из своего добровольного заточения вышел, и вот тогда началось... Начитавшись большевистских газет, Малахий взбудоражен; в его бурном воображении рождаются путаные идеи, в которых причудливым образом переплетаются библейские образы и Карл Маркс. Лозунги революции воодушевляют, но... величайшие социальные сдвиги свершаются где-то далеко. А в родной деревне ничего не меняется, односельчане - всё те же ограниченные, приземленные, пугливые крестьяне. Огорченный, что великая революция никак не сказалась на человеческой природе и все пороки остались те же, он отправляется в Харьков предложить ни много ни мало проект «немедленной реформы человека»... В столице (Украинской Советской республики на тот момент) к его рвению отнеслись с опаской, но оценили и на всякий случай предложили должность. Но не за постом и кабинетом пришел он сюда, покинув родное село. Одинокий и отчаянный, трогательный и не замечающий своей нелепости, он провозглашает себя «народным наркомом Малахием» (сокращенно у него получился Нармахнар), и начинаются настоящие скитания. Во время которых предстоит изведать и темницу, и психбольницу...

В афише Пермского театра под заголовком «Нармахнара» указано, что это спектакль для взрослых. Руководитель харьковского театра «Березиль», где пьеса впервые была поставлена в 1928 году, Лесь Курбас считал, что такая драма могла быть создана только гением: этот режиссер первый зачислил Малахия Стаканчика в ряд «вечных» типов всей мировой культуры.

В самом деле, образ главного героя вызывает множество ассоциаций. Прежде всего, в Малахии-Нармахнаре угадывается Дон Кихот, видящий оппонентов совсем не там, где они на самом деле, и не в тех. Когда погибает самая любимая дочь героя, он предстает Королем Лиром. Его «проект» сродни доморощенным умопостроениям на тему преобразования человеческой природы и общества героев Андрея Платонова. В изображении сельского окружения самопровозглашенного «народного наркома» преобладают сатирические краски, напоминающие Зощенко и Ильфа с Петровым.

— Образ главного героя противоречив, — отметил режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель Пермского театра кукол Александр Янушкевич. — Невозможно однозначно сказать, «положителен» он или «отрицателен». Зритель не станет свидетелем «приговора». Это история маленького неравнодушного человека на фоне глобальных перемен и идеологических сдвигов.

Кстати, те, кто устремится смотреть спектакль, ища злобы дня, будут разочарованы: в «Нармахнаре» ни малейшей сиюминутной параллели с днем сегодняшним. Из всей «политики» здесь только слово «Украина», улыбается Янушкевич.

Нармахнар-Малахий, единственный персонаж, которого играет актер-человек — Андрей Долгих. Кроме одного эпизода, происходящего на заводе, где действие «переворачивается», и сцену заполняют люди, а Малахий появляется в виде куклы.

Почти все куклы, работы художника Татьяны Нерсисян, в спектакле практически плоские, выражаясь профессиональным языком, «планшетные», и похожи скорее на ожившие карикатуры. Общая эстетика спектакля тяготеет к характерному для двадцатых авангарду.

За пределами Украины фигура Николая Кулиша (Микола Куліш, 1892–1937) сегодня никому ничего и не скажет. Между тем, в двадцатые-тридцатые годы его имя стояло в одном ряду с Павло Тычиной, Миколой Хвылевым и другими яркими авторами.

Как и Зощенко, Кулиш воевал на фронтах Первой мировой. В 1917 году при оккупационной немецкой администрации на Украине несколько месяцев просидел в тюрьме. Выйдя оттуда, стал на сторону большевиков, в рядах Красной армии сражался с деникинцами. В двадцатые годы написал лучшие свои пьесы, среди них — «Народного Малахия» в 1927 году.

Один из ведущих украинских драматургов, также писавший и стихи, и прозу, публицист, организатор народного образования, он, как и многие романтики раннего социализма, в итоге оказался на Соловках. Его жизненный путь трагически оборвался в Карелии в 1937 году. В 1956 году посмертно реабилитирован.

Спектакль пермского театра — первая инсценировка «Малахия» в России (в Белоруссии, на родине режиссера-постановщика, пьеса тоже прежде не ставилась). На постановку был получен грант министерства культуры РФ.

«Нармахнар» — первая работа Александра Янушкевича в пермском театре, к руководству которым он приступил в конце 2014 года. В портфолио российских работ минчанина также спектакли в Кургане и Хабаровске.

Ссылки по теме:

«Нотр-Дам» возвели «У моста» — ГодЛитературы.РФ, 09.09.2015

Уроки Алексиевич — ГодЛитературы.РФ, 02.07.2015

Сочинение на тему Гомера — ГодЛитературы.РФ, 25.06.2015