Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Самый знаменитый роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" неоднократно экранизировали. Получался из него и мюзикл, один из самых популярных в истории жанра. Теперь его еще и станцевали, и случилось это в Год литературы.
Балет не балет, но пластическая фантазия, как определили жанр авторы, под названием "Квазимодо" — совместная постановка театра "У моста" с «Балетом Евгения Панфилова». Осуществил же ее по мотивам романа польский хореограф Александр Азаркевич, которого в Пермь привел интерес к творчеству выдающегося русского антрепренера, организатора «Русских сезонов» в театрах Европы и Америки, уроженца города Сергея Дягилева (1872–1929).
Работа двух коллективов получилась камерной — всего четыре главных действующих лица. Нет ни рассказчика Гренгуара — между прочим, в мюзикле Р. Коччианте и Л. Пламондона в уста этого персонажа вложена полная драматизма ария в прологе, — ни юной красавицы Флёр де Лис, и капитан королевских стрелков Феб не терзается, разрываясь между двумя женщинами. Ни предводителя нищих Клопена Труйльфу, ни тем более Жеана Мельника, младшего брата Фролло, которого и в мюзикле, кстати, «сократили». Однако за счет того, что в живописной массовке, изображающей обитателей средневекового парижского дна, занята почти вся труппа, мир спектакля предстает очень населенным. Декорации же, по последнему слову техники, заменяет мультимедийная проекция — специально для этого спектакля театр закупил комплект оборудования на пять миллионов рублей, благодаря которому панорама улиц, таящих опасности, в мгновенье ока обращается залом собора.
Авторы и не задавались целью перенести на небольшую сцену все перипетии бессмертного творения Гюго.
— Когда мы ставим спектакли на основе литературных произведений, я стараюсь сохранить все сюжетные линии, — говорит основатель и художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов. — Но эта постановка не эквивалент романа Гюго, а главным образом история уродца-звонаря Квазимодо. История, повествующая о восхождении от уродства к душевной красоте через любовь.
Главные партии отданы артистам панфиловской труппы. Цыганку Эсмеральду, вскружившую головы трем мужчинам, танцует Мария Тихонова, Феба де Шатопера — Сергей Курочкин. Собственно "умостовцам" отданы две другие центральные роли — отвратительного горбуна звонаря Квазимодо (Илья Бабошин) и падшего священника парижского собора Клода Фролло (Андрей Молянов/Сергей Мельников). Постановщик дозволил несколько словесных реплик в самом начале действа в качестве введения, но все остальное драматическим актерам приходится изображать средствами пластики и пантомимы. Настолько вошли во вкус, что Эсмеральду и Феба также репетируют еще и «свои»: «Квазимодо» могут пригласить на гастроли, а у панфиловцев ведь свой график. Говорят, у самих «умостовских» получается не хуже…
Трагическая история любви и страсти положена в основном на музыку малоизвестных польских композиторов, если считать таковым и Кшиштофа Пендерецкого. Настолько малоизвестных, что их даже не указали в афише.
Для хореографа, продюсера, в прошлом танцора Александра Азаркевича это вторая работа в Перми. В 2013 году с тем же театром Панфилова польский режиссер выпустил одноактный балет Lux aeterna.
Ссылки по теме:
«Идиот» затанцевал — ГодЛитературы.РФ, 21.07.2015
В Москве споют «Преступление и наказание» — ГодЛитературы.РФ, 17.07.2015
В Воронеже станцуют рассказы Платонова — ГодЛитературы.РФ, 15.05.2015