Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Пермский театр юного зрителя представил на большой сцене проект «Соло для детского голоса» на примере повести Светланы Алексиевич «Последние свидетели».
«Сквозь сон слышу какой-то гул, словно раскаты грома, но какого-то непривычного, непрерывного. Просыпаюсь и бегу к окну - над казармами в местечке Граево, куда мы с сестрой ходили в школу, горит небо.
— Папа, это гроза?!
Папа:
— Отойди от окна, это — война.
…Эшелон шел все под бомбами. Только начинают бомбить, мама падает на нас: "Если убьют, то вместе. Или уж меня одну..." Бомбят, а сестра шепчет мне: «Перестанут, и я буду слушаться маму. Всегда буду ее слушаться…»
Документальная повесть белорусской писательницы пришла к читателям в 1985 году, позднее автор дорабатывала ее и восполняла цензурные купюры советской поры еще в течение двадцати лет.
В ней Алексиевич собрала свидетельства о пережитом детей военного времени. Получилось пронзительное собрание воспоминаний, способных тронуть и черствые сердца. В зале слышались приглушенные всхлипывания.
«Последних свидетелей» оживили актеры Анна Михайлова, Евгений Замахаев, Мария Прозорова и Сергей Трухин.
«Соло для детского голоса» (кстати, второй заголовок к повести Алексиевич) — цикл театрализованных читок, которым коллектив юношеского театра отметил темы 70-летия Великой Победы и Года литературы. В этом году проект составили из тех произведений военной тематики, чьими главными героями стали дети: кроме прозы Алексиевич, в рамках «Соло…» воплощали «Крутые горы» Альберта Лиханова.
Однако также в этом формате воскресили «взрослого» «Веселого солдата» по одноименной повести Виктора Астафьева. Полноценный спектакль по этой прозе три года шел на тюзовской сцене, пока не был, к сожалению руководства, снят с репертуара, однако не стал достоянием театрального музея, а получил новую жизнь.
За неполных три весенних месяца труппа ТЮЗа успела дать более тридцати чтецких вечеров для пермских школьников (потому в театре предпочитают называть их уроками). Проводились они в репетиционном зале, где, понятно, публики можно принять немного. Удовлетворенные результатом, на макушке лета, по случаю 74-летия начала войны, тюзовцы представили это направление своего творчества на своей большой сцене.
— Когда мы давали эти «уроки», мы сожалели, что из взрослых это видят только педагоги, — говорит директор Пермского ТЮЗа Марина Зорина. - Отклик у ребят был колоссальный. Сколько можно было задерживать зал, мы не позволяли режиссерам репетировать другие работы. После каждого урока проходило еще обсуждение с учащимися, и оно показывало, что ребята полностью сопереживали тому, что слышали. Мы чувствуем запрос публики и видим уместность и востребованность такой формы.
В следующем сезоне круг произведений для читок может быть расширен.
Из повести:
«…Но когда я увидел, что Витя Баринов играет в "войну" с немецкими мальчиками и отдал одному свою пилотку со звездочкой, я закричал, что он мне больше не брат, никогда не будет мне братом! Выхватил свой трофейный пистолет, приказал ему следовать в расположение и там сам посадил его в какой-то чулан. В конце концов, он был рядовым, а я младшим сержантом, то есть старший по званию.
Кто-то сказал об этом капитану. Тот позвал меня:
- Где рядовой Баринов?
- На гауптвахте, — доложил я.
Капитан долго объяснял мне, что дети все хорошие, они ни в чем не виноваты, и, когда кончится война, русские и немецкие дети будут дружить…»
Сайт по теме: