16.04.2016

«У нас все нормально с детской литературой»

Автор «Тотального диктанта — 2016» Андрей Усачев рассказал о языке детской литературы, социальных сетях и воспитании

Текст: Наталья Решетникова/РГ, Новосибирск

Фото: ngonb.ru

Автором текста для всемирной образовательной акции «Тотального диктанта — 2016» впервые стал детский писатель - Андрей Усачев. По традиции он прибыл в Новосибирск накануне проведения акции и на встрече с журналистами рассказал о состоянии детской литературы и о своей неприязни к социальным сетям:


«Странно оказаться в такой компании» 


- Текст, который изначально задумывался для детей, лег в основу «Тотального диктанта». Он представляет собой три отрывка из новой книги, написанной совместно с писателем Алексеем Дмитриевым. Она называется «Этот древний-древний-древний мир. Уроки истории». В книге повествуется о древних цивилизациях, Древней Греции, шумерах, египтянах, Атлантиде. Книга развлекательная, она еще не опубликована. Но благодаря «Тотальному диктанту» должна получить определенный толчок. Надеюсь, что в мае-сентябре она выйдет.

Три отрывка из первоначального текста обработаны по объему и степени сложности в соответствии с требованиями организаторов акции. Текст усложнен.

Когда мне предложили участвовать в проекте, я растерялся. У меня книжки довольно простые, так как я ориентируюсь на детскую аудиторию. Считаю, что любой ученик 2-3 класса по ним вполне может написать диктант минимум на «четверку».

Язык детской литературы отличается от взрослой. Он должен быть простым и доступным. Синтаксические конструкции не должны быть пятиэтажными. Александр Сергеевич Пушкин не писал для детей. Но писал то, что понятно детям. «Сказка о рыбаке и рыбке» - произведение для взрослых, а дети читают его с удовольствием. Или «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери причисляют к детской литературе, тогда как в этом произведении заложен колоссальный философский смысл.

И вот я сказал организаторам акции, что совершенно неподходящий для этого человек, но экспертный совет и все остальные были настойчивыми, и в результате нам удалось найти текст, из которого можно было сделать что-то подходящее для диктанта.

Вообще, странно, что я оказался в такой компании, как Дина Рубина или Евгений Водолазкин (авторы предыдущих текстов). Но понял, что можно довериться организаторам всего этого безобразия.

Лично я в акции никогда не участвовал и диктант не писал. Те, кто это делает, -  смелые люди, потому как надо иметь решимость, чтобы проверить себя и узнать о себе правду.


Нет взлетов и падений 


- У меня такое ощущение, что с детской литературой все нормально, нет взлетов и нет падений. Развивается нормально. Пожилые постепенно уходят. Недавно ушел замечательный Юрий Наумович Кушак. Но появляются новые очень хорошие писатели для детей. Много молодых и женщин — талантливые Анастасия Орлова, Юлия Симбирская, Галина Дядина. Они пишут потрясающие стихи и прозу. Другое дело, что широкой общественности это пока не очень известно. Писатели есть, а книг нет. Надо понимать, что это долгий процесс. Лично у меня с момента публикации в журнале до первой книжки прошло шесть лет.

С прозой традиционно хуже, чем с поэзией. А с другой стороны, появились хорошие фэнтезисты. Например, есть такая серия «Часодеи», которую дети читают запоем.

Процентов восемьдесят моих коллег скажут, что я не прав. Но я скажу, что подростковой литературы не существует в природе. То есть она есть, конечно, но не создала ни одного шедевра, а наличие литературы определяется тем, есть ли шедевры.

В подростковом возрасте я и мои друзья, например, читали понятные взрослые книжки. Это «Ромео и Джульетта», «Декамерон». Подростковое чтение — это взрослая литература. Надо смириться с тем, что подросток — существо не читающее. Книга для него не источник удовольствия в отличие от музыки. Так устроена ритмика человека. Я сам в подростковом возрасте был читающим, но слушал The Beatles, Deep Purple.

Не надо думать, что книга способствует воспитанию ребенка. Если папа бьет маму и при этом заставляет ребенка читать благородные книги, то ситуацию это не спасет. Книга не панацея, важнее личный пример.


«Я не знаю, что с этим делать»


- Я не очень публичный человек, потому что занятой. Мне кажется, для того, чтобы сидеть в социальных сетях, надо иметь много свободного времени, которого у меня нет.

А с другой стороны, соцсети — большая помойка. Людей, как и мнений, много. Можно и нарваться. А когда тебя будут оскорблять, я не очень понимаю, что с этим делать. Человек должен отвечать за слова, поступки. Вряд ли то, что он произносит в интернете, он когда-нибудь скажет в лицо. В сетях складывается ситуация безнаказанности. Это неправильно ни по человеческим, ни по божеским законам.


«Когда в жизни не все светло, хочется света»


- Я получаю удовольствие, от того, что делаю. Это важно. Когда продавец с кислой рожей — отвратительная ситуация. Подпитываюсь от деревьев, травы, неба. Природа не вампирит. С некоторыми людьми пообщаешься, и будто поле пропахал.

Меня радует, когда ребенок не читал, а потом прочел - и его зацепило. Считается, что писать для детей надо, как для взрослых, но только лучше. Это вообще ни о чем. Взрослые - те же дети. Только дети - несчастная часть человечества. У ребенка куча начальников - родители, старшие братья и сестры, соседи, учителя. В думах об этом я написал «Декларацию прав человека». Хорошо, если она кому-нибудь помогла.

В настоящее время пишу продолжение «Умной собачки Сони». Публика ждала этого 25 лет. Надо продолжать книгу о деревне Дедморозовке и ее обитателях. Пишу и ужасно мучаюсь, так как стал заложником собственного мифа. Дети требуют продолжения. А я человек милосердный: не могу «убить» героев, например, растопить Снеговиков.

В свое время с одним из лучших детских художников Виктором Чижиковым (автор образа медвежонка Мишки - талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве) мы сделали несколько книжек. Он рисовал котов, а я придумывал стихи. Это принцип обратной иллюстрации. Зная, что у Виктора Александровича, которому уже исполнилось 80 лет, есть немало неопубликованных рисунков, я задумал книгу, участие в которой приняли девять детских поэтов. Они написали 200 стихотворений к неизданным рисункам Чижикова.

Сам я на досуге люблю читать детскую литературу. Она доставляет большое удовольствие. Мы так устроены, что человек ищет позитива. В современной литературе да и классике его немного. В детских книгах все-таки несильно наказывают отрицательных героев. Даже Шапокляк Эдуард Успенский всего лишь отправил на необитаемый остров. В детской литературе чаще торжествует справедливость. Это и поддерживает человека. Ведь когда в жизни не все светло, хочется света.

СПРАВКА

«Тотальный диктант» - ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Ее цель - дать возможность каждому человеку проверить знание русского языка и пробудить интерес к повышению грамотности. Идея родилась в «Глум-клубе» Новосибирского госуниверситета в начале 2000-х годов. В этом году акция пройдет в субботу, 16 апреля. Начнется в 12 часов по московскому времени. Писать под диктовку в Новосибирске будут на 43 площадках, в России в 480 городах. В целом на планете организовано 2185 площадок, что почти в два раза больше, чем в 2015 году. Планируется, что в этом году диктант напишут около 150 тысяч человек.

Ссылки по теме:

Диктатор грамотности. Интервью с Андреем Усачевым — 15.04.2016

Тотальный диктант — 14.04.2016

Кока-кольный звон Евы Даласкиной — 29.04.2016