Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
тотальный диктант

Диктатор грамотности. Интервью с Усачевым

«У меня есть проблема с расстановкой знаков препинания. И только недавно понял почему»

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: www.pravmir.ru

Накануне старта акции «Тотальный диктант» мы пообщались с писателем Андреем Усачевым, автором текста диктанта, который 16 апреля напишут по всему миру. И он рассказал о своем опыте участия в «Тотальном диктанте», поделился своими наблюдениями о современном подрастающем поколении и объяснил, почему в век компьютеров, готовых исправить любую ошибку, человеку важно оставаться грамотным.

Ваш текст будут диктовать по всему миру — волнуетесь? Каких результатов ждете, сами смогли бы написать диктант на отлично?
Андрей Усачев: Волнения я не испытываю, но не потому что это не волнительное событие, тотальный диктантпросто у меня большой опыт выступлений перед людьми. Я очень много выступаю перед детьми, и раз перед такой требовательной публикой не робею, то чего мне взрослых боятся. Ожидания… Я всегда надеюсь на лучшее. Даже если результаты будут не очень хорошие — это не важно. Гораздо важнее сам факт попытки. Если что-то получается не очень хорошо, нормального человека это задевает, и в следующий раз он захочет написать получше. Может, возьмется за учебник, залезет в справочники, откроет словарь Виноградова. Хочется думать, что наш народ грамотнее, чем мы о нем думаем.

Вы довольны конечным вариантом текста, ведь оригинальная версия была усложнена грамматически и орфографически?
Андрей Усачев: Текст, безусловно, усложнили, но члены экспертного совета отнеслись к нему очень бережно, постарались сохранить и мысли, и юмор.

Только в двух местах я попросил изменить какие-то конструкции, которые получились не совсем стилистически точными.


А вот юмор остался, а это вещь очень тонкая, достаточно изменить одно слово и шутка пропадает.


Считаете ли вы себя грамотным человеком? Нужно ли нам вообще быть грамотными, ведь есть Word, который все исправит.
Андрей Усачев: У меня есть проблема со знаками препинания. И только недавно я понял тотальный диктантпочему — в поэзии другое дыхание, другая ритмика. Паузы, цезуры создают ритмику поэтической речи, которая сильно отличается от ритмики прозаической, устной речи. Я сознательно ставлю где-то неправильные знаки препинания, потому что так слышу. Получается, в мышлении поэтов происходит некоторый программный сбой.
Но грамотными желательно быть всегда. Представьте, что завтра произошел какой-то сбой и мы остались без Word’а и интернета. А если вы окажетесь на необитаемом острове, надо же будет правильно написать на песке «Спасите!». Компьютерные программы, конечно, помогают, но и мешают одновременно. Человек расслабляется, когда ему красненьким помечают ошибки. С другой стороны, есть шанс, что человек задумается над тем, как правильно. К тому же писание, как и рисование хорошо развивают руку, а рука, как говорят психологи, учит мозг.

Говорят, что современное поколение скорее пойдет в кино, чем откроет новую книгу.
Андрей Усачев: Уйти от текста мы в любом случае не сможем, а в том, что детям и взрослым нравится картинки смотреть, нет ничего странного. Я и сам с большим удовольствием буду смотреть приключенческие фильмы, чем читать приключенческую книжку. В детстве очень любил Жюль Верна и Майн Рида, но всегда с нетерпением пролистывал описания природы, жаждал действия, той самой картинки. Сейчас мы за пару секунд можем посмотреть, как выглядит мексиканский кактус, и необязательно читать описание на двух страницах.
Но чтение никуда не денется. Просто не надо грузить детей такими тяжелыми текстами, как «Преступление и наказание» или «Война и мир». Обилие непонятных слов и проблем скорее приводит к отторжению. Каждому возрасту свое: малышам нужно много картинок, а с возрастом картинки должны постепенно вытесняться текстом.

Не могу не спросить про вашу «Веселую школу детских писателей». Вы довольны успехами своих учеников?
Андрей Усачев: Главное, чтобы ученики были довольны успехами писателей. Все происходит очень просто. В Российскую государственную детскую библиотеку приходят дети, иногда с родителями. Мы родителей с уроков не выгоняем, они наши старшие ученики. И писатели пытаются в форме урока рассказать о чем-нибудь увлекательном и интересном.


Смысл этой затеи в том, что писатели в российской традиции — это всегда человек просвещения.


Он не просто развлекает, а пытается сказать что-то важное. И мы предоставляем ему учительскую кафедру. У нас проходят уроки патриотизма, уроки смеха, уроки фантазии, уроки зоологии. Единственный нюанс — у нас не тотальный диктантучителя ставят детям оценки, а ученики ставят педагогам оценки своими аплодисментами. Нашей затее уже два года, но пока не знаю, откроется ли школа в следующем году. Есть разные проблемы, и одна из главных — ограниченное количество учителей. Не каждый талантливый писатель может вести уроки. А ведь важно совместить качественный художественный материал и умение преподносить его детям.

Недавно на страницах «Российской газеты» разгорелся своеобразный спор между двумя писателями Дмитрием Быковым и Павлом Басинским. Быков настаивает на том, что растет поколение гениев, которое оставит нас всех далеко позади. На что Басинский возражает, что сегодня информация дается слишком легко, достаточно сказать: «О’кей, Гугл», а где же настоящие знания? А вы что думаете?
Андрей Усачев: На мой взгляд, одна позиция совсем не противоречит другой. Современные дети определенно более быстрые и значительно лучше информативно образованные. Но то, что быстро и легко дается, обычно так же быстро и забывается. Помните, как готовились к экзаменам — за три дня все выучили, сдали и тут же все забыли. Так что я готов согласиться с Басинским, что эти знания очень поверхностные. Но готов поддержать и Быкова в том, что современные дети действительно больше знают. Вопрос только в качестве этих знаний.


Когда ты дошел до библиотеки, нашел нужную книжку, прочитал ее, то полученную информацию уже не забудешь, потому что потратил на это свои силы и время. Дети больше знают — да, глубже — не уверен.


Последний вопрос дежурный. Поделитесь вашими творческими планами?
Андрей Усачев: Надеюсь, в мае выйдет книжка «Этот древний, древний мир», по которой, собственно, и написан текст диктанта. Точнее сказать две книги: урок 1 и урок 2, объединенные общим названием.
Меня давно просили написать про умную собачку Соню, и в сентябре должна увидеть свет «Азбука собачки Сони» — такая азбука для безграмотных собачек. Сейчас эту книгу иллюстрируют.
А еще пытаюсь закончить пятую часть «Дедморозовки». Книга будет называться «Путешествие на айсберг», и надеюсь, что она выйдет в октябре.

Ссылки по теме:
Назначена дата «Тотального диктанта — 2016», 05.02.2016
«Тотальный диктант — 2015» проведет Водолазкин, 02.03.2015
«Тотальный диктант» сдан, 20.04.2015
Кока-кольный звон Евы Даласкиной, 29.04.2015
«Окей, Гугл», 14.03.2016

Просмотры: 1577
15.04.2016

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ