27.09.2016

Наум Блик: «Рэп ­— это новая форма поэзии»

Рэпер Наум Блик, создатель проекта Re:Поэты

Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото предоставлено Наумом Бликом

Одним из самых неожиданных пунктов программы новосибирского фестиваля «Новая книга» стало выступление екатеринбургского рэпера Дмитрия Иордатия, выступающего под сценическим именем «Наум Блик». Впрочем, неожиданность эта не столь велика для тех, кто знает, что еще в 2010 году Дмитрий-Наум выпустил альбом под названием «Re:поэты», на котором в рэперской манере были «начитаны» (в специфическом рэперском значении этого слова) классические русские стихи. После выступления мы расспросили артиста об этом проекте.

Проект «Re: поэты» был задуман как образовательный (привлечь молодежь и т.д.)? Или же в первую очередь хотелось посмотреть, как классическая поэзия может выглядеть в современном виде?

Наум Блик: Этот альбом не для снобов в поэзии. Там же достаточно хрестоматийные тексты присутствуют - от «Памятника» Пушкина и до «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Пастернака. Я не хотел как-то выделываться и подбирал тексты на уже готовую музыку. Мне было важно, чтоб они идеально сочетались.

Зачем я всё это затеял? Я хотел сказать, что рэп - это новая, современная форма поэзии. Если можно считать бардовскую песню поэзией, то, может быть, и рэп тоже. Конечно же, не весь рэп, который выпускается, а два, пять, десять процентов, не более! - это все-таки поэзия, пускай уличная. А еще я хотел показать молодым рэп-исполнителям, что нужно бережней относиться к слову, что тексты могут быть осмысленными, интересными. И еще важный момент: старшему поколению показать. Потому что у нас очень долго рэп не признавали как жанр. Меня это всегда сильно задевало. Этот альбом - иллюстрация того, что если песня сделана с душой, то нет никаких рамок и ярлыков. Рэп это или не рэп - не важно.

Музыка написана с душой - но когда я слушал альбом «Re:поэты», и когда слушал сейчас выше выступление, я обратил внимание, что вы читаете, нарочито нейтрально, без эмоций. Мне так показалось? Или это такая школа, «так положено»?

Наум Блик: Вам не показалось. Я старался максимально прочувствовать текст, потому что его же можно по-разному зачитать. Иногда нарочито сухо, безэмоционально, - это именно то, что нужно. Мне кажется, что Бродский так читал. Очень спокойно. Я не то чтобы кому-то подражал, я читал так, как я чувствую. Мне кажется, это хороший навык - уметь читать стихи холодно. Как будто строчки на камне высечены.

Вы наверняка хорошо знакомы с американским рэпом, с разными его школами и направлениями. А там есть прецеденты, чтобы известные исполнители брали оригинальные стихи и делали на них альбомы? Или это ваше «ноу-хау»?

Наум Блик: Вообще не слышал. Альбом «Re:поэты» вышел в 2010 году, а в 2008 году в Екатеринбург приезжала одна американская рэп-исполнительница, чернокожая — прямо в нашу уральскую зиму в одной ветровочке. Она знакома с такими американскими рэперами как Common, Mos Def и многими другими. Я ей рассказал идею альбома. Она сказала, что это удивительно, что она такого не слышала. Сейчас, может быть, уже и есть. Я недавно услышал новость: один лондонский рэпер взял все заклинания из «Гарри Поттера», из всей этой эпопеи, и зарифмовал в трек чуть ли не на 20 минут.

Но это не Пушкин и не Бродский. А наши рэперы, ваши товарищи по оружию? Вы наверняка следите за тем, что они делают. Есть такие опыты?

Наум Блик: Я не первый придумал читать классических поэтов на бит. Группа Ikambi Gwa Gwa из Питера читала Маяковского. А парни из группы «Бланж» зачитали Есенина. У них хорошо получилось, но это были отдельные треки. А я оказался первый, кто записал именно концептуальный альбом. Дальше пошла тенденция. Без ложной скромности скажу, что, видимо, ее задал я. Из того, что было действительно хорошо сделано - это Грубый Ниоткуда исполнил Маяковского, а Gipsy King зачитал Бориса Рыжего, нашего уральского поэта. А в остальном... Некоторые артисты сплошняком начали читать классиков, не задумываясь. Их просто невозможно слушать. Мне неприятно. Режет ухо. Вот он читает Бродского или Маяковского… и все эти рэперские кривляния, все эти «a-ha», «yo»… Зачем это нужно?

Понимаете, я этот альбом писал шесть лет. Я каждое стихотворение проживал. А здесь ребята взяли, чик-чик, по ритмике на бит подошло и в путь. У меня сложилось какое-то такое ощущение, что все было сделано на скорую руку.

Сюда, в Новосибирск, на фестиваль «Новая книга» приехали выступать два поэта, которые ходят по территории, смежной с рэпом. Это Андрей Родионов и Всеволод Емелин. Вы не пробовали к ним обратиться в качестве источника текстов?

Наум Блик: Я считаю Андрея и Всеволода выдающимися поэтами современности. Рад, что с Емелиным мне удалось неоднократно пообщаться. На его выступлениях я просто ухахатывался и плакал, все вместе... Что касается источников текстов, то я с радостью с ними бы просто посидел, поговорил, выпил… Но чтобы что-то совместно сделать... Даже не знаю, насколько это было бы интересно им в первую очередь. Но я очень уважаю этих двух людей, и я за любой совместный «кипеж».

Есть ли планы выпустить продолжение «Re:поэтов»? Или, может быть, выпустить альбом, посвященный, например, персонально Маяковскому?

Наум Блик: Маяковский был рэпер будь здоров! Кстати, Владимир Высоцкий тоже. У него очень ритм интересный и рифма. Шнур, между прочим, об этом тоже говорил: если бы Высоцкому сейчас было 25, он бы точно читал рэп.

Что касается второй части альбома. Мы сделали программу с музыкальным октетом - 7 треков на стихи Бориса Рыжего. Это целый концерт-перформанс, там играет 8 музыкантов - ударник, виолончель, скрипачи, саксофон, фортепиано... Получилось очень интересно, в интернете можно видео найти.

Но вообще меня немножко тяготит, что после альбома «Re:поэты» меня воспринимают как человека, который читает чужие тексты. Вроде как выезжает на классиках. Вообще-то хорошо прочитать классиков - это надо постараться. Но у меня есть альбомы на собственные тексты, я пишу стихи, хочу издать книжку. Нужно поработать с собственным материалом. Мне не хотелось бы зацикливаться на чужих текстах.

Тексты для начитки в рэпе и поэтические тексты нужно судить по одним законам, или это принципиально разные вещи?

Наум Блик: Их нужно, конечно, по одним законам судить, но в рэп-текстах есть свои нюансы, их поймут те, кто погружен в эту музыку. Например, так называемый «флоу», поток, который в рэпе является ярким показателем мастерства. Он говорит, насколько ты хорошо умеешь пользоваться созвучиями. То есть, когда у тебя рифма не просто в конце строки, а в двух строчках могут быть четыре и более рифм (в классическом стихосложении такой тип организации строки называется «панторим», сплошная рифма - ред.). Рэперы такие штуки поймут лучше. Хотя, может, и те, кто не сталкивался, увидят. Но ценители поэзии в привычном понимании слова больше внимания обращают на образы, на красоту языка, рэперы же - на полифонию и ритмику.

Значит, рэп-поэзия - это очередная стадия развития поэтического языка?

Наум Блик: Я думаю, что да.

Ссылки по теме:

Любовь к чтению как рэп — ГодЛитературы.РФ, 08.02.2016

Рэп — поэзия?— ГодЛитературы.РФ, 05.02.2016

На «Мандельштамфесте» — поэты и рэперы— ГодЛитературы.РФ, 03.11.2015

И музыка, и слово — ГодЛитературы.РФ, 06.05.2015

«Встретимся в русской литературе» — ГодЛитературы.РФ, 06.05.2015

Вологодские школьники снялись в клипе о Лермонтове — ГодЛитературы.РФ, 31.01.2015

Поэзия вместо рекламы — ГодЛитературы.РФ, 25.03.2015

Сайт по теме:

Наум Блик