01.12.2016
Рейтинг книг

Что купить на «Нон/Фикшн». Часть II — «Произвольная программа»

Неизбежные, неожиданные и детские книги, без которых поход на морозную книжную ярмарку, по мнению «Года литературы», окажется неполным (Часть II)

Что купить на «Нон/Фикшн». Часть II
Что купить на «Нон/Фикшн». Часть II

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

(Часть I - "Обязательная программа" - см. ЗДЕСЬ)

Коллаж ГодаЛитературы.РФ

IV. Детские книги

Ни для кого не секрет, что если не по тиражам, то по разнообразию и неожиданности ассортимента детские издательства, и крупные, и маленькие, существенно обогнали «взрослые». И, как обычно, стенды третьего, детского этажа ярмарки будут радовать глаз (хотя и не всегда — кошелек) чудесными книжками - добрыми, изобретательными и «умными». Потолкаться на этих стендах — истинное удовольствие, даже если ваши собственные дети уже выросли (и еще не народили вам внуков).

Но несколько новых изданий все-таки хочется отметить особо.

12. Аня Десницкая, Александра Литвина. «История старой квартиры»

М.: Самокат, 2016

Сейчас много говорят нa разных уровнях о необходимости воссоздать утраченную коллективную память о прошлом и воссоединить разорванную в XX веке линию непрерывного исторического развития. Новая книга «Самоката» делает это в прямом cмысле слова — показывая, как одни те же вещи в большой московской квартире служили разным поколениям нескольких семей в течение прошедшего непростого столетия. Эта большая книга сочетает в себе увлекательность «виммельбуха» - альбома с мелкими деталями для вдумчивого разглядывания — с познавательностью хорошего учебника новейшей истории для детей. Не случайно эта книга еще «в верстке» была представлена на ярмарке во Франкфурте и, если верить «Самокату», заинтересовала зарубежных издателей.

13. Пять иллюстрированных детских книг 1920—30-х годов

М.: Ad Marginem

Интеллектуалы-альтернативщики из старейшего московского независимого издательства в очередной раз резко сменили вектор своей деятельности, занявшись выпуском детских книг — небезосновательно рассудив, что ядро их аудитории — студенты-гуманитарии, зачитывавшиеся Делёзом и Сорокиным, — выросли и обзавелись собственными детьми. Но, разумеется, издавать детские книги они стали тоже «маргинально». Сначала выпустили серию книжек-картинок про Витгенштейна и Платона, а теперь вот начали переиздавать творения русских авангардистов того краткого периода, когда тем казалось, что советская власть — это тоже своего рода авангард. Первые пять книг серии: «Собачки» Веры Ермолаевой, «Рынок» Евгении Эвенбах с текстом Евгения Шварца, «Радио-жирафф» Валентина Катаева с картинками Татьяны Правосудович, «Шары» Осипа Мандельштама и Н. Лапшина, «Парк культуры и отдыха» Валерия Алфеевского и Татьяны Лебедевой (Мавриной) будут представлены на «Нон/Фикшн» 3 декабря.

14. Антон Соя. «Правильный робот Вася»

М.: Clever

Это, можно cказать, современный микс «Чебурашки» и «Старика Хоттабыча». Современная интеллигентная (и подразумевается, что петербургская, по месту жительства автора) бездетная семья находит на помойке робота-ребенка и решает его усыновить. А тот демонстрирует суперспособности не хуже древнего джинна и резко меняет жизнь не только своих приемных родителей, но и их собственных родителей и всей округи, включая обитателей зоопарка. Меняет, разумеется, только в лучшую сторону. Это же сказка! Хоть и с роботами, 3D-голограммами и юными антиглобалистами.

V. На десерт

Если у вас еще остались силы, время и деньги, то «Нон/Фикшн» может предложить еще немало книг, которые трудно классифицировать, еще труднее подыскать им практическое применение... но трудно выпустить из рук.

15. «Жил на свете таракан...», «Витязь горестной фигуры». Под ред. Б. Н. Тихомирова

М.: Бослен

«Жил на свете таракан, таракан от детства, но свалился он в стакан, полный мухоедства...» Кто из русских читателей не помнит эти гениальные в своем беспримесном абсурде стихи капитана Лебядкина из «Бесов»! Как и все наследие Достоевского, эти «стихи», будучи довольно неприятными и даже нелепыми на первый взгляд, отзываются чем-то глубинным. Недаром в XX веке капитан Лебядкин был провозглашен предтечей футуристов, абсурдистов и концептуалистов. Но в этом роскошном томе собраны не только поэтические фрагменты из романов Достоевского, «принадлежащие перу» его героев, но и стихотворные опусы самого Федора Михайловича, в том числе сочиненные в соавторстве с женой. И тут уже трудно сказать, где кончается стилизация и «маска» и начинается сам Достоевский. Мало того: вторая часть книги — это эпиграммы, пародии и альбомные стихи современников о Достоевском. Например, известный сатирик того времени Дмитрий Минаев представлен пародией на «Крокодила» под названием «Водолаз». В ней герой превращается в огромного пса-водолаза, которого не узнаёт и выгоняет собственная жена. И, удивительное дело, желчный юмор Минаева вдруг наливается почти кафкианским трагизмом, предвосхищая мучения Грегора Замзы. Таково воздействие гения.

16. Василий Петров. «Оды. Письма в стихах. Разные стихотворения»

М.: ОГИ, серия «Поэты Москвы»

Неутомимый архаист-авангардист, поэт и издатель Максим Амелин продолжает свои изыскания, ища в прошлом проблески будущего. На сей раз предметом его внимания стал одописец, личный друг князя Потемкина Василий Петров (1738—1799). Всякому, кто внимательно читал критику и эссеистику Пушкина, это имя знакомо, но едва ли знакомы его стихи — потому что отдельным томом они последний раз выходили 205 лет назад, а в антологии — 123 года назад. Как уверяет издатель-составитель — не потому, что эти стихи плохи, а потому, что наши вкусы заскорузлы. Как провозгласил Белинский в 1840-х годах, что поэты екатерининского времени никуда не годятся, потому что их произведения не похожи на гладкие и красивые стихи немецких романтиков, так никто и не взялся проверить его вердикт. Между тем в только что изданной книге находятся, например, следующие перлы:

Слаба добрóте страх подкрепа;

Он есть отчаяния отец;

В поверженных душáх свирепа

Родится буря наконец.

Вотще закон свой меч иссунет,

Коль чувства к благу в них не вдунет.

Их кара вяще жесточит;

Едина милость их мягчит.

(«На новые учрежденья для управления губерний»)

Звучит действительно довольно авангардно.

17. Формальный метод: антология русского модернизма/Под ред. С. А. Ушакина

Екатеринбург: Кабинетный ученый

Фундаментальный трехтомник с концептуальной разбивкой по томам: «Системы — Материалы — Технологии». Нельзя сказать, что манифесты, программные статьи и дидактические материалы Шкловского, Эйхенбаума, Эль Лисицкого, Родченко, Сергея Третьякова, Эйзенштейна и др. были вовсе недоступны; но в таком сжатом и систематизированном виде они действительно собраны впервые.

18. Том Голд. Пер. с англ. В. Меламеда «Вы просто завидуете моему реактивному ранцу»

СПб.: Бумкнига

Собрание коротких комиксов одного из участников «британского нашествия» на «Нон/Фикшн», который уже десять лет уснащает ими страницы газеты The Guardian. Том Голд обладает выраженной авторской манерой и специфическим колючим юмором, который у нас за неимением лучшего определения называют «английским». «Большинство шуток работает на столкновении классики и современности, в результате которого обе они оказываются порядочными дурами», - уверяет нас издатель. Посмотрим, кем окажутся в этой связке русские читатели.