09.01.2017

С книгой наедине со всеми

Почему нельзя читать книгу в одиночку?

социальное чтение
социальное чтение

Текст: Ольга Автамонова

Фото: работа конкурса социального плаката/trinixy.ru

Новые технологии неотвратимо влияют на все сферы человеческой жизни. И даже такое привычное дело, как чтение книг, оказывается, тоже меняется. Появился даже специальный термин, описывающий эти изменения, - социальное чтение.

Как чтение может быть социальным? Почему все чаще процесс чтения оказывается неразрывно связанным с общением? Ответить на эти вопросы попытались участники дискуссии «Зачем нам нужно социальное чтение?», которая прошла в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

По словам ведущего научного сотрудника МГПУ кандидата филологических наук Олеси Сененко, термин «социальное чтение» еще не сформировался, но ключевую роль здесь все же играет «коммуникация», совместное обсуждение, общение. Ведь чтение не может быть в одиночку. Даже если ты один, у тебя все равно идет диалог с автором текста, и ты можешь согласиться с ним или нет.

— Социальное чтение существовало всегда, — объясняет она. — Книг было мало, и люди собирались группами, читали, обсуждали прочитанное. И культурная бедность советского периода создавала единое поле для обсуждения — все читали одну и ту же литературу, грубо говоря, десять романов.


Социальное чтение — это когда и мамы, и бабушки читали нам сказки, а в школе мы обсуждали прочитанные произведения.


Но сейчас появились новые возможности социального чтения и комментирования текста. Всевозможные онлайн-ресурсы: блоги, форумы, соцсети, сайты писателей... Это привело к появлению новых жанров, новой стилистики и абсолютно нового восприятия текста.

Главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский добавил, что мы живем в совершенно небывалую эпоху, в ситуации культурного перепроизводства, которое взорвало общее культурное поле. Это принесло с собой множество различных книг с разнообразными текстами, и уже сейчас каждый вправе выбирать то, что ему нравится. Но есть и другая сторона медали: ведь то, что прочитал ты, возможно, никто из твоих друзей и знакомых не читал и не прочтет. А что в итоге?

— В итоге и поговорить, и обсудить прочитанное не с кем. Поэтому клубы и то, что мы называем «социальным чтением», — это попытка людей хоть каким-то образом адаптироваться к новой среде: договориться прочитать одну и ту же книгу, а потом обсудить ее при встрече или в сети интернет, — разъясняет Василевский.

Хотя есть мнение, что содержательное обсуждение в сети невозможно и это все иллюзии. Спорить не будем, но здесь важно то, что в клубы могут прийти все желающие не только обсудить, к примеру, ту же «Капитанскую дочку», но и найти друзей, а может быть, просто получить удовольствие от обычного общения. Ведь участвовать в обсуждении могут все, и для этого совсем необязательно читать книгу.

— В наш век само чтение меняется необратимо, и это не только благодаря новым технологиям, — вмешался в разговор поэт, сотрудник издательства «Время» Дмитрий Гасин.


— По статистике современный человек читает значительно больше предыдущего поколения.


Только само чтение перетекло в соцсети, в те форматы, о которых мы практически ничего не знаем. Меняется сама физиология и психология чтения.

Раньше мы перелистывали книгу, чтобы найти необходимую цитату, и параллельно просматривали страницы за страницами, пробегая глазами по тексту и тратя на это немало времени. Зато у нас возникали новые ассоциации, аллюзии и реминисценции. Но сейчас, с возникновением сквозного поиска, процесс нахождения и обработки информации сократился в разы, стоит только вбить в любую поисковую систему искомое слово.

Преподаватель словесности, тьютор Павловской гимназии Анастасия Серазетдинова предположила, что современные книжные клубы становятся все более популярными, потому что люди хотят исправить или восполнить то, что было упущено в школе. Участники таких книжных дискуссий вновь перечитывают «Капитанскую дочку», чтобы попробовать окунуться в текст и почувствовать на себе школьную литературу, но уже совершенно по-новому.

— В школе ученики проходят так называемый «путь катехизации», получают аттестат, ну а дальше, повзрослев, они могут заново открывать для себя Пушкина, Достоевского, Толстого... - поддержала коллегу кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Елена Романичева.

Руководитель проекта Bukiblog Оксана Садовничья тут же добавила, что в школе мальчики читают классику на порядок меньше, чем девочки.

— Некоторые современные преподаватели отходят от «катехизации» чтения и преподают литературу как некое живое действие, - вмешался в разговор Дмитрий Гасин.

Словесник Анастасия Серазетдинова тоже согласилась, что учитель должен показывать и открывать мир ребенку, учить задавать вопросы к тексту и отдельным словам. Тогда у учеников выработается потребность исследовать текст.

— Иногда родители говорят, что это слишком сложно для школьников, что дети многое не понимают, - продолжил Дмитрий Гасин.


— Но это же прекрасно, если ребенку что-то непонятно! Сложность книги — это ее достоинство, а не недостаток.


И если ребенок пришел к вам с вопросом, это огромное человеческое счастье. Ведь появляется возможность наладить отношения между родителем и ребенком.

Ведь по сути, чтение — это и есть общение между людьми. Только надо суметь воспользоваться необыкновенными возможностями, которые дает нам книга.