Текст: Ольга Барабаш/РГ, специально для "Года литературы"
Фото: afisha.amic.ru
- Зачем мне этот попкорн? - в голосе учителя литературы сквозит возмущение. Коллеги предложили ей включить в план уроков книги для подростков, например, заинтриговавшую школьников повесть о вреде наркотиков «Охота на Василиска» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.
Многие педагоги считают, что современной литературе не место в школьной программе.
— Давайте не будем отгораживаться от современной литературы, популярной у старшеклассников, - все громче на учительских конференциях звучит и прямо противоположное мнение. Больше сотни популярных у подростков книг насчитала писатель Евгения Пастернак по результатам своих встреч со школьниками. Кроме книг дуэта Пастернак-Жвалевский в этот
список вошло еще множество произведений - от фэнтези до скандальной "50 дней до моего самоубийства", а также любовные романы для подростков и мрачное "Метро 2033».
Но педагогам все-таки не избежать современной литературы на уроках. Новые государственные стандарты образования обязывают их это делать. Государство ставит задачу научить старшеклассников анализу текста, умению выносить собственные оценки и суждения по поводу прочитанного. Может ли школа воспитать самостоятельного читателя только с помощью классики?
Сами школьники признают, что классические произведения в школьной программе необходимы. Это доказывают результаты опроса, охватившего школьников Москвы, Кирова, Сарова, Оренбурга, Челябинска, Крыма. По словам автора исследования доцента факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, социолога Любови Борусяк, дети считают, что классика воспитывает, помогает работать над собой, духовно расти.
Треть опрошенных назвала классическую литературу скучной и неинтересной.
И лишь каждому десятому она кажется окончательно устаревшей. Причем свое суждение, по наблюдениям Любови Борусяк, имеют даже те ученики, кто знакомится со школьной программой по литературе по кратким пересказам и видео в YouTube.
Вместе с тем молодое поколение считает, что классические программные произведения и так вдоль и поперек проанализированы, существует готовый набор определений, нельзя выдумать что-то новое.
- В школе преподаватели не направляют ученика, а диктуют ему всё: от "правильной» трактовки образов, художественных деталей до тем сочинений, - рассказывает студентка ВШЭ Кира Соколова. - Мы не приходим к выводам самостоятельно, не учимся анализировать, а если пытаемся и наше мнение не совпадает с мнением авторов учебника, это карается.
Чужие мысли школьники вставляют в сочинения. Но так не расширяется кругозор и умение мыслить, считает профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования Наталья Кутейникова. По роду своей деятельности она проверяет, как в школах оценивают выпускные сочинения.
- Все, что написано в школьных работах по классике, читать тошно, потому что я слышу голос учителя, - рассказывает она. - Я многих учителей знаю, и говорю: вот это написал ученик Марьи Петровны. Как вы догадались, спрашивают. А я узнаю стиль мышления Марьи Петровны, который копирует ее ученик.
В школе нередко возникают сложности с проверкой сочинений, которые написаны с привлечением современных книжек. Например, один ученик взялся раскрывать тему милосердия на примере "Метро 2033» Глуховского. Учителя не только не готовы к разговору о многих современных произведениях, но и не знают, как к ним относиться - то ли шедевр, то ли однодневка. В практике педагога из Ярославля Игоря Холодякова были случаи, когда родители учеников приходили в школу, требуя прекратить изучение той или иной современной книги.
- Иногда эти книги я не могу принять, иногда равнодушен, иногда потрясен, а порой возмущен и даже жалею, что миновала пора цензуры, - делится Холодяков своими наблюдениями. - Но мы имеем дело с совершенно необычным явлением. Кто знает, что получится из гадкого утенка, поэтому наша задача - вместе попытаться понять, почувствовать, что же это такое - новая русская проза.
Но предстоящие экзамены ограничивают сторонников изучения в школе современного «гадкого утенка». Тем более что ЕГЭ по литературе может стать обязательным. Словесники настаивают на том, что содержание ЕГЭ необходимо менять. Возможно, в сторону заданий, которые уже сейчас даются на Всероссийской олимпиаде по русской литературе.
Участники олимпиады по литературе получают для анализа рассказ или отрывок из современного произведения, например, рассказ Людмилы Улицкой.
В той части заданий, которая посвящена классике, подобного анализа нет. Но он и невозможен. Уж олимпиец точно знает наизусть всю критику по Чехову или Гоголю. А рассказ современника, пусть и прочитанный впервые только в задании, позволит донести собственное мнение и суждение.
Ссылки по теме:
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? - разговор с Ириной Мурзак, 27.02.2016
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? - размышления доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Елены Полтавец, 24.03.2016
«Окей, Гугл» - статья о "поколении гениев" Дмитрия Быкова, 14.03.2016
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?, 06.04.2016
ЕГЭ по литературе: к чему готовиться?, 09.03.2016
В Москве прошел пробный ЕГЭ по литературе, 05.02.2015
ЕГЭ-2016. Подготовка к экзамену по литературе, 06.03.2016
Утверждено расписание ЕГЭ-2016, 05.02.2015