САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ЕГЭ по литературе. Заменит ли Улицкая Толстого?

Как современная литература учит школьников мыслить самостоятельно

Егэ по литературе Улицкая
Егэ по литературе Улицкая

Текст: Ольга Барабаш/РГ, специально для "Года литературы"

Фото: afisha.amic.ru

- Зачем мне этот попкорн? - в голосе учителя литературы сквозит возмущение. Коллеги предложили ей включить в план уроков книги для подростков, например, заинтриговавшую школьников повесть о вреде наркотиков «Охота на Василиска» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.


Многие педагоги считают, что современной литературе не место в школьной программе.


—  Давайте не будем отгораживаться от современной литературы, популярной у старшеклассников, - все громче на учительских конференциях звучит и прямо противоположное мнение.  Больше сотни популярных у подростков книг насчитала писатель Евгения Пастернак по результатам своих встреч со школьниками. Кроме книг дуэта Пастернак-Жвалевский в этот

ЕГЭ по литературе - «Охота на Василиска» Евгении Пастернак

список вошло еще множество произведений - от фэнтези до скандальной "50 дней до моего самоубийства", а также любовные романы для подростков и мрачное "Метро 2033».

Но педагогам все-таки не избежать современной литературы на уроках. Новые государственные стандарты образования обязывают их это делать. Государство ставит задачу научить старшеклассников анализу текста, умению выносить собственные оценки и суждения по поводу прочитанного. Может ли школа воспитать самостоятельного читателя только с помощью классики?

Сами школьники признают, что классические произведения в школьной программе необходимы. Это доказывают результаты опроса, охватившего школьников Москвы, Кирова, Сарова, Оренбурга, Челябинска, Крыма. По словам автора исследования доцента факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, социолога Любови Борусяк, дети считают, что классика воспитывает, помогает работать над собой, духовно расти.


Треть опрошенных назвала классическую литературу скучной и неинтересной.


И лишь каждому десятому она кажется окончательно устаревшей. Причем свое суждение, по наблюдениям Любови Борусяк, имеют даже те ученики, кто знакомится со школьной программой по литературе по кратким пересказам и видео в YouTube.

Вместе с тем молодое поколение считает, что классические программные произведения и так вдоль и поперек проанализированы, существует готовый набор определений, нельзя выдумать что-то новое.

- В школе преподаватели не направляют ученика, а диктуют ему всё: от "правильной» трактовки образов, художественных деталей до тем сочинений, - рассказывает студентка ВШЭ Кира Соколова. - Мы не приходим к выводам самостоятельно, не учимся анализировать, а если пытаемся и наше мнение не совпадает с мнением авторов учебника, это карается.

ЕГЭ по литературе 50 дней до моего самоубийства

Чужие мысли школьники вставляют в сочинения. Но так не расширяется кругозор и умение мыслить, считает профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования Наталья Кутейникова. По роду своей деятельности она проверяет, как в школах оценивают выпускные сочинения.

- Все, что написано в школьных работах по классике, читать тошно, потому что я слышу голос учителя, - рассказывает она. - Я многих учителей знаю, и говорю: вот это написал ученик Марьи Петровны. Как вы догадались, спрашивают. А я узнаю стиль мышления Марьи Петровны, который копирует ее ученик.

В школе нередко возникают сложности с проверкой сочинений, которые написаны с привлечением современных книжек. Например, один ученик взялся раскрывать тему милосердия на примере "Метро 2033» Глуховского. Учителя не только не готовы к разговору о многих современных произведениях, но и не знают, как к ним относиться - то ли шедевр, то ли однодневка. В практике педагога из Ярославля Игоря Холодякова были случаи, когда родители учеников приходили в школу, требуя прекратить изучение той или иной современной книги.

ЕГЭ по Литературе Метро 2033 Глуховского

- Иногда эти книги я не могу принять, иногда равнодушен, иногда потрясен, а порой возмущен и даже жалею, что миновала пора цензуры, - делится Холодяков своими наблюдениями. - Но мы имеем дело с совершенно необычным явлением. Кто знает, что получится из гадкого утенка, поэтому наша задача - вместе попытаться понять, почувствовать, что же это такое - новая русская проза.

Но предстоящие экзамены ограничивают сторонников изучения в школе современного «гадкого утенка». Тем более что ЕГЭ по литературе может стать обязательным. Словесники настаивают на том, что содержание ЕГЭ необходимо менять. Возможно, в сторону заданий, которые уже сейчас даются на Всероссийской олимпиаде по русской литературе.


Участники олимпиады по литературе получают для анализа рассказ или отрывок из современного произведения, например, рассказ Людмилы Улицкой.


В той части заданий, которая посвящена классике, подобного анализа нет. Но он и невозможен. Уж олимпиец точно знает наизусть всю критику по Чехову или Гоголю. А рассказ современника, пусть и прочитанный впервые только в задании, позволит донести собственное мнение и суждение.

Ссылки по теме:

Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? - разговор с Ириной Мурзак, 27.02.2016

В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? - размышления доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Елены Полтавец, 24.03.2016

«Окей, Гугл» - статья о "поколении гениев" Дмитрия Быкова, 14.03.2016

ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?, 06.04.2016

ЕГЭ по литературе: к чему готовиться?, 09.03.2016

В Москве прошел пробный ЕГЭ по литературе, 05.02.2015

ЕГЭ-2016. Подготовка к экзамену по литературе, 06.03.2016

Утверждено расписание ЕГЭ-2016, 05.02.2015