Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Егэ по литературе Улицкая

ЕГЭ по литературе. Заменит ли Улицкая Толстого?

Как современная литература учит школьников мыслить самостоятельно

Текст: Ольга Барабаш/РГ, специально для «Года литературы»
Фото: afisha.amic.ru

— Зачем мне этот попкорн? — в голосе учителя литературы сквозит возмущение. Коллеги предложили ей включить в план уроков книги для подростков, например, заинтриговавшую школьников повесть о вреде наркотиков «Охота на Василиска» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского.


Многие педагоги считают, что современной литературе не место в школьной программе.


—  Давайте не будем отгораживаться от современной литературы, популярной у старшеклассников, — все громче на учительских конференциях звучит и прямо противоположное мнение.  Больше сотни популярных у подростков книг насчитала писатель Евгения Пастернак по результатам своих встреч со школьниками. Кроме книг дуэта Пастернак-Жвалевский в этот ЕГЭ по литературе - «Охота на Василиска» Евгении Пастернак список вошло еще множество произведений — от фэнтези до скандальной «50 дней до моего самоубийства», а также любовные романы для подростков и мрачное «Метро 2033».

Но педагогам все-таки не избежать современной литературы на уроках. Новые государственные стандарты образования обязывают их это делать. Государство ставит задачу научить старшеклассников анализу текста, умению выносить собственные оценки и суждения по поводу прочитанного. Может ли школа воспитать самостоятельного читателя только с помощью классики?

Сами школьники признают, что классические произведения в школьной программе необходимы. Это доказывают результаты опроса, охватившего школьников Москвы, Кирова, Сарова, Оренбурга, Челябинска, Крыма. По словам автора исследования доцента факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, социолога Любови Борусяк, дети считают, что классика воспитывает, помогает работать над собой, духовно расти.


Треть опрошенных назвала классическую литературу скучной и неинтересной.


И лишь каждому десятому она кажется окончательно устаревшей. Причем свое суждение, по наблюдениям Любови Борусяк, имеют даже те ученики, кто знакомится со школьной программой по литературе по кратким пересказам и видео в YouTube.

Вместе с тем молодое поколение считает, что классические программные произведения и так вдоль и поперек проанализированы, существует готовый набор определений, нельзя выдумать что-то новое.

— В школе преподаватели не направляют ученика, а диктуют ему всё: от «правильной» трактовки образов, художественных деталей до тем сочинений, — рассказывает студентка ВШЭ Кира Соколова. — Мы не приходим к выводам самостоятельно, не учимся анализировать, а если пытаемся и наше мнение не совпадает с мнением авторов учебника, это карается.

ЕГЭ по литературе 50 дней до моего самоубийстваЧужие мысли школьники вставляют в сочинения. Но так не расширяется кругозор и умение мыслить, считает профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования Наталья Кутейникова. По роду своей деятельности она проверяет, как в школах оценивают выпускные сочинения.

— Все, что написано в школьных работах по классике, читать тошно, потому что я слышу голос учителя, — рассказывает она. — Я многих учителей знаю, и говорю: вот это написал ученик Марьи Петровны. Как вы догадались, спрашивают. А я узнаю стиль мышления Марьи Петровны, который копирует ее ученик.

В школе нередко возникают сложности с проверкой сочинений, которые написаны с привлечением современных книжек. Например, один ученик взялся раскрывать тему милосердия на примере «Метро 2033» Глуховского. Учителя не только не готовы к разговору о многих современных произведениях, но и не знают, как к ним относиться — то ли шедевр, то ли однодневка. В практике педагога из Ярославля Игоря Холодякова были случаи, когда родители учеников приходили в школу, требуя прекратить изучение той или иной современной книги.

ЕГЭ по Литературе Метро 2033 Глуховского — Иногда эти книги я не могу принять, иногда равнодушен, иногда потрясен, а порой возмущен и даже жалею, что миновала пора цензуры, — делится Холодяков своими наблюдениями. — Но мы имеем дело с совершенно необычным явлением. Кто знает, что получится из гадкого утенка, поэтому наша задача — вместе попытаться понять, почувствовать, что же это такое — новая русская проза.

Но предстоящие экзамены ограничивают сторонников изучения в школе современного «гадкого утенка». Тем более что ЕГЭ по литературе может стать обязательным. Словесники настаивают на том, что содержание ЕГЭ необходимо менять. Возможно, в сторону заданий, которые уже сейчас даются на Всероссийской олимпиаде по русской литературе.


Участники олимпиады по литературе получают для анализа рассказ или отрывок из современного произведения, например, рассказ Людмилы Улицкой.


В той части заданий, которая посвящена классике, подобного анализа нет. Но он и невозможен. Уж олимпиец точно знает наизусть всю критику по Чехову или Гоголю. А рассказ современника, пусть и прочитанный впервые только в задании, позволит донести собственное мнение и суждение.

Ссылки по теме:
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? — разговор с Ириной Мурзак, 27.02.2016
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? — размышления доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Елены Полтавец, 24.03.2016
«Окей, Гугл» — статья о «поколении гениев» Дмитрия Быкова, 14.03.2016
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?, 06.04.2016
ЕГЭ по литературе: к чему готовиться?, 09.03.2016
В Москве прошел пробный ЕГЭ по литературе, 05.02.2015
ЕГЭ-2016. Подготовка к экзамену по литературе, 06.03.2016
Утверждено расписание ЕГЭ-2016, 05.02.2015

Просмотры: 207
11.04.2016

  • Дмитрий Ярманов

    Не просто так в литературоведении существуют понятия «Высокая литература» (подлинно художественная) и «Массовая литература» (тривиальная или же бульварная). История показывает, что нельзя возвышать нам, современникам, того или иного автора, не стоит раньше времени полагаться на современную литературу. А, уж, что читать, а что анализировать пусть решает следующие поколение.

    • Михаил Визель

      В литературоведении не существует понятия «высокая литература». Это понятие ненаучное.

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ