САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

33 сюжета на всю жизнь. Литературное чтение: 7–8 классы

Лариса Шахворостова: «В том, что дети мало читают, виноваты прежде всего родители»

Лариса Шахворостова о литературном чтении для 8 класса
Лариса Шахворостова о литературном чтении для 8 класса

Интервью: Наталья Лебедева/РГ

Фото: Александр Орешин с сайта makhovikov.ru

Актриса театра и кино, и. о.  художественного руководителя в гимназии Святителя Василия Великого Лариса Шахворостова рассказала о том, какой список для летнего чтения получила ее дочь, которая 1 сентября пойдет в 8 класс.

Лариса Шахворостова: Программа классическая: Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев, Горький, Твардовский, Астафьев, Распутин… Много хороших авторов. Я довольна списком. Но моя дочь и сама много читает, и мы с ней вместе читаем. Есть у нас традиция - читать вслух вечером, перед сном. Недавно прочли «Повесть о настоящем человеке», столько было впечатлений и у нее, и у меня - вместе переживали, вместе плакали.

 Главные претензии, которые родители предъявляют к школьным спискам, сводятся к тому, что они очень большие и не особо интересные, потому что в них мало современных, популярных авторов.

Лариса Шахворостова: Современные подростковые авторы - это, конечно, замечательно. Помню, как наши школьницы зачитывались книжками Эрин Хантер, а потом сидели в интернете и как зомби играли в какую-то интерактивную игру по ее произведениям. Но есть вопросы к качеству такой литературы. Хотя я считаю, что дети должны читать разные книги, чтобы научится в них разбираться. Если вам показывать только плохие фильмы, вы будете думать, что это и есть настоящее кино. То же и в литературе. Есть авторы, которые являются отправной точкой. Как говорят,


33 сюжета на всю жизнь в разных интерпретациях.


Многие родители жалуются, что их дети мало читают. Как вам удалось привить любовь к чтению своей дочери?

Лариса Шахворостова: Мы с мужем (актер Сергей Маховиков) сами достаточно много читаем. Даже в отпуск всегда берем с собой книги, а не все эти современные электронные гаджеты, потому что ничто не заменит общения с настоящей книгой, которую можно перелистать, к чему-то вернуться, сделать пометку, что-то заучить наизусть.

Бывает, папа спрашивает у дочки, что читаешь, а потом добавляет: «Какую же ты дрянь читаешь!? Возьми лучше это». Она обижается. Но мы стараемся не давить на нее, пусть познает, выбирает, делает выводы. Тем более что в таком возрасте сложно что-то навязывать, да и не нужно. Лучше действовать тоньше. И лучше начать с себя. Прежде чем требовать от ребенка, вспомните, когда сами в последний раз  читали хорошую книгу. А еще лучше почитайте ребенку вслух, несмотря на возраст. Замечательный повод провести время с ребенком, ведь в наш бешеный век мы так мало времени уделяем нашем детям.


Недавно мы с дочкой ездили в Михайловское, после этого она запоем читала Пушкина, а увидев в списке литературы «Капитанскую дочку», первым делом достала именно эту книгу.


Но большинство детей, кажется, не так увлечения чтением…

Лариса Шахворостова: К сожалению, дети не читают. Все сидят в планшетах, социальных сетях и строчат друг другу короткие сообщения, включая рисунки и смайлики. Но ответственность за то, что дети мало читают, лежит не на школе, а в первую очередь на родителях. Свозите ребенка в Михайловское, Ясную поляну, Хмелиту, Мелихово

Когда дети ходят по тем же дорожкам, где ходили Пушкин, Толстой или Чехов, узнают, как они жили, где писали, восприятие их произведений сразу же меняется. Недавно мы с дочкой ездили в Михайловское, после этого она запоем читала Пушкина, а увидев в списке литературы «Капитанскую дочку», первым делом достала именно эту книгу. Сводите ребенка в театр на пьесу по классическим произведениям, покажите ему качественную экранизацию. А потом предложите сравнить с оригинальным текстом. Вот увидите, читать он будет с совсем другим настроением.

Я согласна, что от родителей зависит многое, но в школе дети проводят большую часть дня, к тому же над ними постоянно довлеет обязательная школьная программа и ЕГЭ.

Лариса Шахворостова: В нашей гимназии мы много работаем над тем, чтобы увлечь детей чтением. Проводим конкурсы чтецов, ставим спектакли. Недавно поставили спектакль по Есенину. Старшеклассники читали четрые сложнейшие поэмы, написанные во время революции. Мы рассказали им, что происходило в то время в стране и с самим поэтом.


После этого они к Есенину стали относиться иначе.


Еще пытаемся вернуть привычку вести дневники, настоящие, а не электронные. Каждый год мы начинаем с литературной гостиной, которая называется «Осенние заметки о летних впечатлениях».

Дети рассказывают о книгах, которые прочитали, в какой музей сходили, о парке, прогулка по которому не оставила их равнодушными, а кто-то читает свои стихи или небольшие рассказы. Такое общение хорошо расширяет кругозор. Жаль, что в наше смсное время твиттеров и социальных сетей мы утратили привычку вести дневники. Мне кажется, что мы скоро и по-русски разучимся нормально говорить.

Главная задача и родителей, и учителей - заинтересовать ребенка, преодолеть то странное отношение, которое вызывает словосочетание "обязательная программа". И для этого все способы хороши.

***

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Список литературы для чтения летом в ГБОУ «Гимназия Марьина роща им. В. Ф. Орлова»

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.

Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы

8 КЛАСС

Русская литература

Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава", "Медный всадник", "Борис Годунов"

Пущин И. "Записки о Пушкине"

Гоголь Н. "Ревизор", "Женитьба", "Петербургские повести"

Тургенев И. "Ася", "Первая любовь"

Толстой Л. "После бала", "Детство", "Отрочество", "Хаджи-Мурат"

Бунин И. "Цифры", "Лапти"

Цветаева М. "Мой Пушкин"

Зарубежная литература

Бирс Э. "Человек и змея"

Гарди Т. "Роковая ошибка церковных музыкантов"

Генри О. "Вождь краснокожих"

Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся"

Джером К. Джером "Миссис Корнер расплачивается"

Джованьоли Р. "Спартак"

Диккенс Ч. "Пойман с поличным"

Ирвинг Т. "Жених-призрак", "Рип ван Винкль"

Киплинг Р. "Дьявол и морская бездна"

Конан Дойл А. "Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки"

Лондон Д. "Под палубным тентом"

Мериме П. "Взятие редута", "Коломбо", "Таманго"

Мопассан Г. "Туан"

Моэм У. "Завтрак"

По Э. "Очки", "Украденное письмо", "Лягушонок"

Стивенсон Р. "Владетель Баллантре", "Маркхейм"

Твен М. "Журналистика в Теннеси", "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"

Уэллс Г. "Борьба миров", "Человек-невидимка"

Хаггард Г.Р. "Дочь Монтесумы", "Копи царя Соломона", "Дитя из слоновой кости", "Ласточка", "Прекрасная Маргарет"

Честертон Г. "Тайна Фламбо"

Шекли Р. "Запах мысли"

Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей"

Ямамото С. "Диалог о песне"

7 КЛАСС

ГБОУ «Гимназия Марьина роща им. В. Ф. Орлова» (Москва)

Произведения для самостоятельного чтения. 

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.

Под редакцией В. Я. Коровиной 5-11 классы.

Частная школа «Лицей Ковчег XXI» (Москва)

«По совету Екатерины Асоновой размещаю списки чтения своих несчастных учеников. Напрочь субъективные, разумеется. Не знаю, кому взбредет в голову читать эту простыню, кроме гиперответственных родителей моих учеников. Списки необязательные, что прочтут, то прочтут». (Со страницы Facebook учителя литературы Алексея Олейникова).

Русская литература XIX века

Жуковский В. "Светлана"

Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"

Гоголь Н. "Тарас Бульба"

Тургенев И. "Бурмистр", "Певцы"

Салтыков-Щедрин М. Сказки

Толстой Л. "Детство", "Хаджи-Мурат"

Куприн А. "Изумруд", "Тапер"

Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы

Русская литература XX века

Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство"

Бунин И. "Сны Чанга"

Зощенко М. "История болезни"

Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам"

Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"

Розов В. "В добрый час!"

Рыбаков А. Трилогия о Кроше

Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"

Зарубежная литература

Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы"

Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык"

Олдридж Д. "Последний дюйм"

По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"

Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т. Габбе)

Сент-Экзюпери А. "Планета людей"

Твен М. "История с привидением"

Уэллс Г. "Война миров"

Современная проза

Дина Сабитова "Три твоих имени"

Нина Дашевская "Около музыки", "Я не тормоз"

Гари Шмидт "Битвы по средам"

Эдуард Веркин "Герда", "Чяп", «Друг-апрель»

Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков"

Наиль Измайлов "Убыр"

Ульф Старк "Чудаки и зануды" (да и вообще любые книги Старка)

Жвалевский и Пастернак "Смерть мертвым душам" и другие книги

(кроме "Охоты на василиска" и "52 февраля")

А. Бруштейн "Дорога уходит вдаль"

В. Железняков "Чучело"

Н. Горькавый "Астровитянка",

Давид Гроссман "С кем бы побегать"

Н. Евдокимова «Конец света», «Аквариумные рыбки»

Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

Гюго «Отверженные»

Лондон Дж. «На берегах Сакраменто". "Белый клык". "Мексиканец»

Брэдбери Р. «Все лето в один день»

Дарелл Дж. «Моя семья и звери»

Шекли Р. «Запах мысли»

Стивенсон Р. «Остров сокровищ» (и другие книги)

Э. По «Золотой жук»

Г. Уэллс «Война миров»

А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»

В. Крапивин, романы из цикла о Великом кристалле

А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»

Ю. Кузнецова «Где папа?»

А. Блинов «Рассказы толстого мальчика»

Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»

С. Востоков «Кум королю»

Е. Рудашевский «Здравствуй, брат мой Бзоу»

Ф. Бойс «Просто космос»

Ж. Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт»

Графические романы

(тем, кто зависает в комиксах):

Патрик Несс «Голос монстра»

Шон Танн "Ничья вещь"

Джо Келли, Кэн Ниимура «Я убиваю великанов»

Фанни Бритт «Джейн, лиса и я»

Нил Гейман «Волки в стенах»

Д. Калли «Я не сделал уроки, потому что…»

Школьная программа

Жуковский В. "Светлана"

Пушкин А. "Медный всадник", "Пиковая дама", "Скупой рыцарь", повести Белкина (кроме «Станционного смотрителя»)

Куприн А. "Изумруд", "Тапер", «Куст сирени»

Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы

Лермонтов М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников», «Мцыри»

А. Грин «Алые паруса».

«Слово о полку Игореве».

А. С. Гоголь. Тарас Бульба

Толстой Л. Н. «Хаджи-Мурат»

Булат Окуджава. «Будь здоров, школяр»

*********************************************

***

Нон-фикшн

(тем, кто интересуется)

Н. Логиова, А. Багаутдинов «Что придумал Шухов»

Т. Холлевё «Ида. Взгляд из прошлого»

Т. Бекман «Крестовый поход в джинсах»

Н. Волкова, В. Волков «Профессии старой Москвы»

А. Серр «Я имею право быть ребенком»

Лицей «Ковчег-XXI». Одна из первых частных школ России (с 1992 года). 400 учеников. 1–11 классы и детский сад.

Список литературы для 7 класса от Алексея Олейникова

Олейников Алексей Александрович

Учитель русского языка и литературы в лицее «Ковчег-XXI».

Образование — Литературный институт им. Горького. Журналист и литератор.