02.05.2017

Вампиlove

Пермские актеры пошутили на темы Александра Вампилова

Театр_Вампилов_капустник
Театр_Вампилов_капустник

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Одиннадцатый фестиваль театральных капустников «Солёные уши», прошедший в Перми, носил второе название «Провинциальные анекдоты» — по названию известного диптиха Вампилова — и был посвящен 80-летию этого крупного советского драматурга.

Любовь к провинции

«Вам — пи — лав», — размеренным речитативом произнес голос из-за сцены перед выходом команды Театра юного зрителя. «Где «вам» — местоимение «вы» в дательном падеже множественного числа. «Пи» — математическая константа, выражающая отношение длины окружности к диаметру. Love — по-английски любовь. «Бесконечная любовь к Пермскому краю», — остроумно расшифровывал невидимый диктор.

Провинция была питательным грунтом для творчества драматурга Александра Вампилова. Провинция же дала ему публику, пока столица настороженно выжидала, не допуская до поры до времени сибирского таланта до московских подмостков.

И хотя наследие иркутянина тюзовцы затронули мимоходом, введя в свою репризу только что-то вроде угадайки по его пьесам, именно их коллектив в итоге занял первое место. Кстати, ТЮЗ сегодня единственный коллектив во всем крае, располагающий Вампиловым в репертуаре.

Крик в форточку

Да и из остальных десяти театральных бригад из Перми, Кудымкара, Чайковского, Лысьвы, Губахи (плюс студенты Института культуры) далеко не все нашли в пьесах сибиряка достаточно параллелей с пермской действительностью 2017 года. Те команды, что построили свои капустники близко к вампиловским сюжетам, в итоге уехали со спецпризами; напротив, те, кто лишь оттолкнулся от тех или иных деталей, достигли призовых мест.

Так, Чайковский театр драмы и комедии представил капустник по мотивам «Истории с метранпажем» — а та, как помнят специалисты, восходит к гоголевскому «Ревизору». Только у чайковцев не за того принимали не метранпажа и не проезжего пустомелю, а приглашенного флориста, явившегося насадить клумбу. В итоге этот коллектив поощрен дипломом «за верность драматургии Вампилова».

Театр «Доминанта» из Губахи развернул картину царящих в провинции нравов, отталкиваясь от «Прошлым летом в Чулимске»; действие крутилось вокруг оградки палисадника, которая то и дело падала, и ее постоянно надо было поправлять. Правда, из всего текста драмы прозвучала… всего одна реплика. Эти участники были отмечены дипломом "за творческое переосмысление наследия драматурга".

Прообразом главного героя сценки пермской "Новой драмы" явно послужил Зилов из «Утиной охоты». Некий режиссер просыпается после «вчерашнего», с трещащей головы решает, не разобрав текста на визитке на английском, будто сейчас его придет убивать «киллер», и в час, который мнит последним, судорожно пытается исправить ошибки и составить внятное творческое завещание.

Чем дальше, тем больше доминировала уже злоба дня и неиссякаемая ирония над небогатой жизнью и нелегкой долей актера театра малого города.

Так, «Новая драма» разделила второе место с посланцами «Театра-Театра», нарисовавшими душераздирающую панораму нереализованности творческой души.


Мне снился сон: полный зал, и в свете софитов я на подмостках… блистаю в роли Зилова!


— рыдал провинциальный комик в исполнении Михаила Орлова.  А вопил он это, кстати, из-за окна, которое можно припомнить из «Двадцати минут с ангелом».

За душераздирающий монолог Орлов отмечен персональным спецдипломом "за точное определение болевых точек регионального театра".

«Ну вот мы с тобой друзья. Друзья, а я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся, и я тебе говорю: ’’Старик, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить’’. И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась моя копейка, на это тебе тоже наплевать...» — цитировал один рыболов другому в репризе Коми-Пермяцкого окружного драмтеатра им. А. М. Горького. Потом они выловили разбитного и циничного русала, которого в «Утиной охоте", конечно, нет.

Театр кукол, вместе с коми-пермяками взошедший на третью ступень символического пьедестала почета, обошелся вообще без обращения к текстам Вампилова — их выступление было пародией на телешоу «Прожекторпэрисхилтон».


Самой соленой шуткой, отпущенной на фестивале, стало известие: "Там у нас в фойе бюст Чайковского замироточил!", провозглашенное выступающими от Театра оперы и балета.


«Хоть в Перми. Хоть у чёрта на куличках…»

«Мне прислал письмо Пермский ТЮЗ, просят пьесу. Будьте добры, отправьте им один экземпляр. Если «Старший сын» не пойдет сейчас хоть где-нибудь, хоть в Перми, хоть у чёрта на куличках, мне придется в ближайшее время и самым решительным образом отказаться от сочинения пьес», — писал Вампилов в 1969 году завлиту Театра на Малой Бронной Е. Якушкиной.

Тогда этому замыслу, правда, не было суждено осуществиться. Первыми «Старшему сыну» рукоплескали все-таки земляки драматурга в Иркутске. А в Перми он увидел свет рампы позже, в 1976-м.

Спектакль под названием «Предместье» — такое второе наименование дал сам автор, — идет на сцене пермского театра и сегодня. В 2010 году нынешний худрук коллектива Михаил Скоморохов поставил его вновь.

Ссылки по теме:

Видевший сквозь время —  19.08.2015

Вампилов сорок лет спустя — 14.04.2016