Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Вампилов утиная охота

Вампилов сорок лет спустя

«Утиная охота» воспринималась как знак времени. Надежды на то, что сказка станет былью, разлетались вдребезги, и жизнь снова производила «лишних людей»

Текст: Валерий Кичин/РГ
Фото: кадр из фильма «Райские кущи»: Зилов — Евгений Цыганов, Галина — Чулпан Хаматова/rg.ru

Вампилов Утиная охотаОни чувствовали себя как в надувной лодке с проколотым днищем: еще качается, но уже обречена, и куда плыть — неясно.


Пьесу ставили робко, как нечто сомнительное, ее сибирский автор сразу вошел в число пророков. И вскоре погиб, как его герой, Зилов, — утонул.


В 1979 году пьесу экранизировали: телефильм «Отпуск в сентябре» поставил Виталий Мельников, героя сыграл Олег Даль со всей присущей ему нервной импульсивностью. Режиссер шел вслед за текстом, пригласил отличных актеров (Купченко, Гундарева, Леонов, Богатырев, Богачев), а бестолковую мятежность Зилова объяснил серостью окружающей жизни с ее первобытными запросами, тотальным идиотизмом и топкой грязью. Мечты об утиной охоте читались едва ли не как порыв к воле, к простору для души — в них чудилось нечто диссидентское.

Вампилов Утиная охота


А потом, как и предсказал Вампилов, утонула и вся эта эпоха с проколотым днищем.


Пьеса выбыла из репертуара: многие реалии тех лет новым зрителям покажутся наивными, неправдоподобными. Идея экранизировать ее еще раз, уже теперь, равна попытке ее спасти для будущего. Это и сделал Александр Прошкин в фильме «Райские кущи», показанном Московским кинофестивалем вне конкурса, но ставшем заметным его событием. Перед просмотром я пересмотрел «Отпуск в сентябре» и с сожалением убедился: остов затонувшего «Титаника» покрылся илом, любимейшие актеры уже не убеждают.


И только одно остается актуальным: тема человека, пядь за пядью уступающего конъюнктуре — и шаг за шагом себя теряющего. Более того, она теперь стала ведущей.


Это уже не экранизация пьесы — это новое воплощение заложенной в ней универсальной человеческой проблемы. Совершенно самостоятельное, хотя герои носят те же имена. От оригинального текста осталось мало, от окружающих обстоятельств не осталось ничего — перед нами персонажи нашего сегодня. Они приоделись, Зилов за заслуги получил не фанерную хрущевку, а шикарный апартамент в VIP-поселке Райские кущи. Некий олигарх Вампилов Утиная охотаудумал социальный проект «Надежда», от которого за версту несет показухой. Зилов служит в редакции интернет-портала, призванного воспеть инициативу и, стало быть, должен в массовом порядке производить ложь. Ложь стала мотором жизни, гарантом благосостояния: кто лучше солжет — тот и получит дивиденды. Ложь липкая и топкая, как та грязь в старом фильме, что погубила героя — она погубит Зилова и здесь.

Новые обстоятельства и новая обстановка требуют новых диалогов. Перед драматургом Александром Родионовым и режиссером Александром Прошкиным стояла щекотливая задача переписать Вампилова. Точнее, по его канве писать диалоги заново. Это фильм «по мотивам». Хранители текстуальной точности, возможно, придут в ярость, но практика кино и театра давно знает «вариации на темы», которые оказались жизнеспособней оригинала. Многое в советской драматургии тонуло в быте, в деталях, из них проистекало, на них строилось и вместе с ними ушло в Лету. А драматургия-то была, надо сказать, прекрасной.


Авторам «Райских кущ» удалось сберечь нерв и боль Вампилова, передать дух его драматургии и продлить жизнь открытого им героя в новое время.


У Зилова уже были в кино родственники — теряющие себя персонажи «Полетов во сне и наяву» или «Осеннего марафона». Теперь он вернул себе имя — Зилов. Живущий по лжи рядовой гражданин новой России.
Вампилов Утиная охота
Броская определенность красок фильма конца 70-х годов уступила место тонам более реалистическим — прагматичным тонам офисной эпохи. Они уже далеко не сразу отразят суть героя, и прежде чем ее понять, к ней нужно прийти.


Зилов у Евгения Цыганова уже не истерикует от безысходной тоски — у него ясная система ценностей, которая — он это возглашает как принцип — с совестью не имеет ничего общего.


Вампилов Утиная ОхотаЕму тоже скучно, конечно: он насквозь видит мотивы окружающих и явно талантливей своего места в жизни — но он будет отвоевывать другое место, повеселей, зная, что счастья нет и не бывает. Он убежден в изначальной подлости человеческих натур и поступает сообразно — хотя и слишком умен, чтобы жертвовать совестью без некоторых мук. И когда он предает жену, которую искренне любит, воспринимает это как предательство самого себя. Из чисто бытовой коллизия становится философской.

Цыганов здесь великолепен, играет на полутонах, все загнано куда-то вглубь, за тем, что ворочается в душе его героя, следить интересно и тревожно.


Дивно хороша Галина у Чулпан Хаматовой: она острее других чувствует, что прагматика убивает живое чувство, что в мире торжествующего цинизма умирает все человеческое.


Вампилов утиная охотаКушак у Виталия Хаева, подкаблучник и человек старой выучки, уже знает, что с совестью пора завязать, но это обходится ему дорого — даже при всей его недалекости. Практически все персонажи освободились от однокрасочности, присущей характеристикам старого фильма (герой Богатырева — только идиот, героиня Купченко — только жертва, герой Леонова — только потухший идеалист). Тогда эта монохромность была объяснима: зрители привыкли к ясным подсказкам. Сегодня она кажется архаикой.

Унылость пейзажей сменила холодная графика кадров оператора Шандора Беркеши: все с иголочки, все кажется нежилым макетом, где люди вообще неуместны — и это тоже актуально, ибо заставляет вспомнить о стремительной стерилизации даже такого несгибаемого монстра, как Москва. Наивный зритель 30-х бегал в кино десяток раз в надежде что Чапаев однажды выплывет. Нынешнего, искушенного, в кино затащишь с трудом: он заранее знает, что — утонет, и если случится хеппи-энд, будет сильно разочарован.


Поэтому даже подсадные резиновые утки в первом кадре «Райских кущ» не только радуют глаз охотника, но и кажутся символом общества, которое легко покупается на подсадные идеи, на них слетается и от них гибнет.


Оригинал статьи:
«Александр Прошкин сделал «Утиную охоту» актуальной» — «Российская газета», 12.04.2016

14.04.2016

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Год кино›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ