16.08.2017
Литучеба

Трижды писатель. Зачем нужны литературные курсы?

Как я одновременно училась на трех литературных курсах и к чему это привело

Литературные-курсы
Литературные-курсы

Текст: Марина Безуглова

Рисунок Чарльза Д. Гибсона с сайта www.zazzle.com

Фото Марины Безугловой с ее странички в фейсбуке

Приближается новый учебный год, 2017/2018. Который имеет шанс войти в историю русской литературы как год прорыва в области профессионального писательского образования — которого, по мнению редакторов издательств, порой нашим дарованиями катастрофически не хватает. Институт культуры открыл прием студентов по специальности «детский писатель». Высшая школа экономики впервые начала прием в магистерскую программу «творческое письмо» — причем, по уверениям причастных, конкурс на бюджетные места превышал десять человек на место.

И это, разумеется, не считая Литературного института, который тихо и планомерно продолжает свою работу. И не поддающихся точному исчислению офлайновых и онлайновых литературных курсов, возникших за последние несколько лет.

О последних делится живыми впечатлениями непосредственная участница процесса.

 

…Отматываю время назад и думаю: зачем мне вообще были нужны литературные курсы? Филологического образования у меня нет. Я руководитель небольшой мастерской по производству зеркал. Интерес к писательскому мастерству вырос из любви к чтению. Но я не знала, как подступиться к собственному произведению. Мне нужно было испытать свои силы и дать себе право писать.

Я живу в Ростове-на-Дону, а литературное образование сконцентрировано в столице. Поэтому обучаться очно я не могла, только онлайн. Тогда я организовала для себя интенсив с полным погружением в тему: четыре месяца я параллельно обучалась в трех писательских школах и в итоге получила троекратное благословение от мэтров мира литературы.

Сразу скажу: с задачей воодушевить все курсы справляются замечательно.

Теперь подробнее об учебном процессе. Это не реклама, поэтому сами курсы называть не буду, но немного поясню. В мои школьные годы было такое замечательное понятие, как класс «с уклоном». По отношению к курсам это слово тоже уместно. Итак, я выбрала: курсы с уклоном в жанровую коммерческую литературу (это те книги, которые выходят сериями в издательствах), курсы для начинающих с уклоном в так называемую большую литературу (произведения из списков больших премий) и курсы с легким уклоном в западную литературу. Помимо этого существуют курсы поэзии, сценарного мастерства, курсы нон-фикшн и проч. Цены варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Многие школы предоставляют скидки, проводят розыгрыши бесплатных мест и конкурсы. (Благодаря этому у меня и была возможность попробовать сразу три варианта.)

Но если вы не такой экстремал от литературы, как я,


выбирая направление, задайте себе вопрос: «что для меня значит быть писателем? Быть автором бумажной книги? Публиковать посты в соцсетях и собирать лайки? Побеждать в конкурсах?» Честный ответ здорово поможет сориентироваться.


Кроме того, перед обучением очень важно почитать специальные учебники, а также воспользоваться бесплатными ресурсами — статей и видео в интернете масса. И если вы поймете, что созрели для профессиональных курсов, вот по каким параметрам я советую выбирать онлайн-школу.

1. Первый параметр — тот самый «уклон». Однако на деле «уклон» был весьма условным. Все мои курсы рассматривали литературное мастерство достаточно широко, при этом информация практически не дублировалась.

2. Количество и продолжительность занятий — рассчитывайте свои силы. Как правило, это еженедельные лекции длительностью от 30 мин до 1 часа. Но есть курсы, которые потребуют по 3 часа 3 раза в неделю.

3. Домашняя работа. Каждое занятие состоит из теоретической лекции и творческого задания. Курсы, подразумевающие рецензирование письменных работ, то есть отзывы преподавателей, многократно полезнее. Обсуждать свои тексты только с такими же, как вы, учениками не особенно эффективно.

4. Количество и объем творческих заданий, выполняемых в течение курса. Чем больший объем текста вы напишете, чем больше получите откликов, тем лучше.

5. Преподавательский состав. Пожалуй, самый важный пункт. Разумеется, приятно, когда наставники — популярные литераторы. Но уровень их известности не должен быть определяющим. Ведь писать и учить этому других — разные вещи. Для вас важнее их педагогический талант. Почитайте работы ваших будущих преподавателей, поищите в интернете видеозаписи с ними, просмотрите, наконец, профили в соцсетях. Если эти люди вас увлекли, значит, и обучение будет интересным.

6. Обратная связь. Каким образом вы сможете задавать вопросы преподавателям? В формате вебинара, в специальной группе в соцсетях, по электронной почте или такой возможности вообще нет?

7. Дальнейшая судьба. Каковы шансы, что работы учеников будут опубликованы? Пусть на конкурсной основе, пусть не в самых популярных изданиях, но само существование такой возможности — большой плюс.

8. Видео. При онлайн-обучении вы будете получать лекции в записи. Большинство из нас лучше всего воспринимает информацию визуально, поэтому наличие видеоряда помогает.

9. Очная/заочная форма. Если у вас есть возможность очного обучения, пользуйтесь. Такая форма, конечно, предпочтительнее заочной.

По этим пунктам можно сопоставлять школы писательского мастерства. Теперь кратко расскажу, что из своего обучения вынесла лично я.

Во-первых, произошло маленькое чудо: у меня впервые получилось связное законченное произведение — рассказ. Потом еще один, и еще... Первые отзывы на тексты дарят незабываемые ощущения.

Во-вторых, курсы дали целостное представление о том, как должен быть выстроен сюжет и образы героев, чтобы удержать внимание читателя. Многие начинающие авторы сэкономили бы свое и чужое время, изучив эти нехитрые принципы. На самом деле произведения, написанные с опорой на эти законы, выгодно отличаются от написанных наобум.

В-третьих, обострилось мое читательское восприятие. Я вижу, как «сделан» текст. Но это вовсе не мешает наслаждаться хорошим произведением — напротив. Сильные тексты (оценка субъективна, конечно) дарят еще больше радости, слабые — еще больше раздражают.

Обучение потребовало от меня больше времени и отдачи, чем я рассчитывала. (Я даже не окончила одни из курсов, поскольку ситуация моя поменялась и стало не хватать времени.) Также мне следовало лучше подготовить своих домочадцев к своему новому увлечению. Вот вы не насторожились бы, если человек бормочет себе под нос, глядя в одну точку? А он, между прочим, подбирает слова для своего текста. Или сидит ночами за компьютером, а ему через час нужно сдать работу. Кстати, так я узнала великую силу дедлайна, когда с его приближением вдохновение просто накрывает волнами.

После окончания обучения наступил некоторый «синдром отмены». Теперь нет никаких дедлайнов, никто не хвалит, не критикует, не задает каверзных заданий. Дальше все зависит только от меня. Ведь литературные курсы — это не фабрика литературных звезд. Из тех, кто прошел обучение, лишь некоторые что-нибудь напишут, только часть из этого опубликуют, а успешными авторами станут единицы.

А как же остальные? Что ж,


выразительно и точно формулировать свои мысли еще никому не помешало, не только писателям или блогерам.


Неизвестно, как сложится моя творческая судьба. В моем понимании быть писателем — значит иметь в распоряжении некоторый объем текстов, которые не стыдно показывать профессионалам и обычным читателям. Назвать себя писателем пока не могу. Сейчас я пишу роман, есть несколько рассказов. Короткие творческие дистанции оказались мне ближе. Опубликованы мои рецензии на два довольно известных романа. Была победа в небольшом литературном конкурсе. Я стараюсь получать удовольствие от жизни, и литература — ее часть.

Ссылки по теме:

«Я верю в курсы писательского мастерства» - 22.09.2016