Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Спустя три четверти века после гибели Аркадия Гайдара (1904—1941) в Перми вышла в свет его новая книга. Том в революционно-красном переплете получил афористичное название «Утром в газете». Под обложкой содержится 115 заметок, статей, фельетонов и путевых очерков, напечатанных в газетах «Звезда» и «Вечерняя звезда» в 1925—1927 годах.
Гай д’Ар из Арзамаса
По словам составителя сборника Виталия Водопьянова, около десятка образцов появлялись раньше в тех или иных сборниках и собраниях сочинений, однако подавляющее большинство заметок после их выхода в пермской газете больше потом никогда не публиковались.
— Выбор редакторов тех изданий вызвал у меня недоумение, — говорит Водопьянов. — По моему впечатлению, до сих пор для иллюстрации раннего периода творчества Гайдара выбирались тексты не самые яркие и интересные. В ту пору он только выстраивал свой стиль. Но для нас сейчас ценно всё, что он написал. Кроме того, его фельетоны - ценный источник сведений по истории страны и нашего города в частности.
Пермский период жизни Гайдара — это меньше полутора лет, считая здесь три месяца, что он провел в это время в поездке по Средней Азии и Закавказью, устроив себе творческий отпуск, но его путевые заметки выходили в это время в той же «Звезде». Этот срок оказался чрезвычайно насыщенным событиями, бурным и творчески плодотворным.
К приезду в Пермь в конце октября 1925 года по приглашению одного своего знакомого двадцатиоднолетний Аркадий Голиков уже попробовал себя в газете: в арзамасском «Авангарде», ленинградских «Ленинских искрах», в некоем красноярском издании. Уже опубликована в Ленинграде и его первая повесть «В дни поражений и побед».
В «Звезде» он получил первую постоянную работу, связанную со словом. И принял псевдоним Гайдар.
Есть версия, что это аббревиатура, где Г - первая буква фамилии Голиков, АЙ обозначает сокращенное Аркадий, а в сочетании «дар» опущен апостроф — следует читать на французский манер как д’Ар, что означает «из Арзамаса». Объясняется влиянием приключенческой литературы с детства: романы А. Дюма юный Аркаша поглощал томами. Конечно, и совпадение со звучным хакасским словом оказалось удачным.
Иск из Марселя
Журналистика оказалась близкой молодому ветерану Гражданской войны средой.
«Гайдар, попробовав свои силы в этом жанре и обнаружив, что дело у него может пойти, решил, что здесь его стихия, здесь поле борьбы, здесь он может по-прежнему скакать впереди и голос его будет звучать как голос командира», — писал его товарищ по «Звезде», позднее ответственный редактор газеты Борис Назаровский.
Тематика его была широкой. Однажды написал о футбольном матче между пермской и свердловской командами (выиграли пермяки). Не отказывался и от «заказухи»; выпускал и рекламные, и агитационные материалы - в середине двадцатых прошли перевыборы горсовета.
Но наибольшую известность ему принесли выступления в публицистическом и сатирическом жанре. Гайдар проходился по рудиментам старого режима: мелкобуржуазным настроениям, мещанству, религиозным предрассудкам, - вместе с тем критиковал и недостатки нового: бюрократизм, «комчванство», об опасности которого предупреждал В. И. Ленин, и хозяйственную недальновидность, и присущее нам при всех режимах разгильдяйство. Неслучайно из ведомств больше всех от фельетониста доставалось Пермскому местному хозяйству, отвечавшему за, выражаясь современным языком, благоустройство. Будто из сегодняшнего дня явился описанный публицистом случай головотяпства, когда подрядчик ремонта дома, выбранный не по экономическим, а по идеологическим соображениям, завалил работы на объекте...
Кредо звездинского трибуна в то время выражает материал «От поезда до поезда».
В редакцию пересылали письма с адресом «Пермь. Гайдару».
Его гражданская позиция ему аукнулась. Герой фельетона «Шумит ночной Марсель» подал на него в суд за клевету.
— Написавшего приговорили к лишению свободы сроком неделя условно, — рассказывает член совета ветеранов краевой организации Союза журналистов России Владимир Ширинкин. — Но потом апелляционная инстанция, не усмотрев в материале клеветы, заменила такой приговор общественным порицанием! Которого… тоже не было выражено, потому что все коллеги по редакции посчитали, что Гайдар прав! Мы с вами находимся в историческом месте - более девяноста лет назад в этом самом здании, только этажом выше, проходил общественный диспут по поводу того фельетона (презентация книги проходила в центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина. — Прим. ред.).
Пришествие Тимура
Но не только на злобу дня - Гайдар в Перми продолжал создавать художественную прозу. К моменту отъезда из города на Каме у него набралось тринадцать рассказов и четыре повести!
А кроме того, в Перми будущий классик побывал в психбольнице — загремел туда из-за нервного срыва, вызванного откликом учеников совпартшколы на одну из его публикаций.
И — тут он женился на Лие (Рахили) Соломянской. Правда, продержался тот союз недолго. Следующей зимой на свет появился сын Тимур, впоследствии маститый журналист.
— Выход этого сборника - событие во всем отечественном гайдароведении, — считает Владимир Ширинкин. — Ее появлением завершается стихийно сложившаяся программа по изданию наследия писателя, осуществлявшаяся разными людьми в течение полувека (Ширинкин ведет отсчет от книги Бориса Назаровского и Савватия Гинца «Аркадий Гайдар на Урале», появившейся в 1965 году. — Прим. авт.). Теперь мы можем с полным правом сказать, что у нас представлен весь Гайдар, от газетных заметок до его легендарных повестей.
Назаровский действительно еще в шестидесятые высказывал идею издания пермских фельетонов Аркадия Петровича книгой. Тогда замысел не был осуществлен.
Салам Мальчишу
Однако кандидат исторических наук, доцент Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта Аркадий Константинов указал, где нас могут ждать еще неизвестные тексты.
— Исследователям будущего стоит отправиться по следам Гайдара в Среднюю Азию! — воскликнул энтузиаст. — Что делал журналист в то время, когда случалось поиздержаться?! Шел в близлежащую редакцию и предлагал свои услуги! Так что стоит порыться в старых подшивках где-нибудь в Узбекистане.
Примерно в конце января 1927 года Гайдар уехал из Перми в Свердловск.
Тираж «Утром в газете» составил 500 экземпляров. Исторический очерк к книге предпослала писатель, краевед Светлана Федотова.
Ссылки по теме:
И на что мне иная жизнь? Аркадий Петрович Гайдар — 23.03.2017
«Гайдаровский десант» — 25.07.2015
Чуковский, Гайдар, Драгунский и другие дети в книге — 01.06.2017