03.10.2017

«Испанский вопрос» Гоголя

«Актуальная» проза Гоголя принесла краснодарскому артисту первую премию фестиваля моноспектаклей в Перми

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Постановка «Испанский вопрос» по прозе Н. В. Гоголя принесла актеру, режиссеру и драматургу из Краснодара Рамилю Кагарманову первое место на IV пермском фестивале моноспектаклей «Моноfest», завершившемся в городе на Каме.

"Нет, господа, в департамент сегодня не пойду. Меня интересует испанский вопрос!" — при этой реплике и без того заранее заинтригованная афишей публика и вовсе обратилась в слух. Спектакль создавался в заполярном Норильске задолго до последних событий, и изначально автор проникся темой «маленького человека». Но вот показ его на пермском смотре совпал с референдумом в Каталонии, и иные строки Гоголя, как часто бывает с наследием и этого классика, кажется, будто взяты из сводок информагентств:

«Да, говорят, нет короля. — Не может статься, чтобы не было короля. Государство не может быть без короля. Король есть, да только он где-нибудь находится в неизвестности. Он, статься может, находится там же, но какие-нибудь или фамильные причины, или опасения со стороны соседственных держав, как-то: Франции и других земель, заставляют его скрываться, или есть какие-нибудь другие причины». 

А и в самом деле, в потоке новостей, поступающих с Пиренеев, совершенно не упоминается короля Филипе... Монарха действительно будто нет…

«Испанский вопрос» создан на основе «Записок сумасшедшего» и «Шинели» со включением некоторых мотивов и образов из «Ревизора», «Вия» и «Носа». По мысли краснодарского артиста, герой гоголевской «Шинели» Акакий Башмачкин не умирает, и вообще это еще молодой человек. Он влюблен в дочку своего начальника, директора департамента, и думает, что новая шинель может увеличить его шансы, придать привлекательности. Но тут газеты приносят тревожные вести из Испании, и на почве бедности происходит необратимый сдвиг психики.

Вторая премия «Моноfest’а-2017» присуждена «Театру актерской песни» (Санкт-Петербург) за спектакль «Клавдия Шульженко. О жизни и любви» (исполнитель Юлия Асоргина, режиссер Снежина Копрова). Эта работа создана на материале биографических трудов Глеба Скороходова, Вячеслава Хотулёва, Ирины Василининой, интервью и воспоминаний выдающейся советской певицы, воплощенных в книге "Когда вы спросите меня…".

Третья премия присуждена Пермскому театру кукол за «Меня зовут Лёк» (актриса Анастасия Кузнецова; режиссер Александр Янушкевич, Беларусь). Этой работой русскому зрителю и читателю явлено новое имя — Андреа Софи Яннуш. По рассказу этой немецкой журналистки и поставлено это трогательное действо с изящными, хрупкими куклами. Лёк зовут мотылька, который живет в чашечке фиолетового вьюнка и осваивает окружающий мир. Век мотылька — неделя по меркам человека; за семь человеческих дней ему предстоит испытать восторг юного познания, избежать опасностей и набраться мудрости.

Специальными призами фестиваля отмечены актриса Свердловского академического театра драмы Анастасия Каткова (Екатеринбург) - за беспримерную лирическую интонацию, проявленную в инсценировке рассказа И. А. Бунина «Таня. Воспоминание о счастье», - и Денис Старков (театральная лаборатория «Пространство», Москва) — за перевоплощение в спектакле «Маргрит» по рассказам Хулио Кортасара.

На призы смотра также претендовали творческие команды из Ханты-Мансийска и Свердловской области.

А на этапе предварительного отбора в Пермь поступали заявки не только от российских мастеров художественного слова, но и из Армении, Азербайджана, Франции и Испании.

Ссылки по теме:

Инсценировка Веллера получила главную награду «Моноfеst’а» — 20.05.2015

В БДТ отметили юбилей Эдуарда Кочергина — 27.09.2017

Владимир Сорокин написал либретто к опере Генделя — 01.08.2017