16.02.2018
Издательство

Елена Шубина глазами своих авторов

Звезды «Редакции Елены Шубиной» — о своем «капитане»

елена-Шубина-глазами-ее-авторов
елена-Шубина-глазами-ее-авторов

Проводимый в воскресенье в Электротеатре «Станиславский» фестиваль «Редакции Елены Шубиной» так же беспрецедентен, как и сама редакция. Если в короткий список любой русской литературной премии входит меньше трех книг, выпущенных под брендом РЕШ, это становится сенсацией; а вот если книги авторов Шубиной получают призы и премии, становятся интеллектуальными бестселлерами и вызывают яростные споры — это приятная, но рутина.

«Год Литературы» обратился к авторам Елены Шубиной с двумя вопросами:

  1. Как вам работается с Еленой Шубиной как с редактором?
  2. Как вы воспринимаете ее в качестве бренда?

Павел Басинский

1. Для меня Елена Даниловна Шубина не просто редактор. Это человек, без которого не состоялась бы моя литературная судьба. Она опубликовала мою первую книгу о Толстом, у которой как будто не было никаких шансов на успех, а она стала бестселлером. И в этом во многом не моя, а ее заслуга. Она "чувствует" будущую книгу. Она "чувствует" автора как индивидуальность, у нее свой, глубоко личный подход к каждому из тех, кто выходит под ее редакцией. Она принимает глубоко личное участие в рождении книги, в рождении писателя. Редактор от Бога, что и говорить.

2. Если говорить о современной прозе, то назовите другой сопоставимый с "Редакцией Елены Шубиной" бренд. Я такого не знаю. В области нон-фикшн у нее есть сильные соперники. Например, биографическая серия ЖЗЛ, которая существует уже больше века и у которой огромный опыт издания в этом жанре, мощный бэкграунд. Но в области художественной прозы - кто? Выпустить книгу прозы у Шубиной — это круто, круче некуда. И тут происходят настоящие чудеса. Кто мог подумать, что достаточно сложный, "филологический" "Лавр" Евгения Водолазкина станет одной из самых востребованных книг уже не на один год? Или "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной. Шубина умеет открывать авторов, как неизвестные острова.

Захар Прилепин

1. Елена Шубина - лучший из редакторов, с которыми мне приходилось работать. У нас почти семейные отношения.

2. Она - безусловный бренд. Ее безупречный вкус и блистательная интуиция очевидны. Благодарен судьбе, что мы когда-то начали работать вместе.

Евгений Водолазкин

1. Лена - мудрый человек, и у нее абсолютный литературный слух. Ее мнению доверяю безоговорочно.

2. Она - не просто бренд. Создатель уникальной должности: Елена Шубина.

Марина Степнова

1. Очень комфортно. Елена Даниловна умеет убедить автора, что можно сделать текст лучше. Да так, что авторское самолюбие остается в целости.

2. Шубина не следует тенденциям и направлениям. Она их создает. И она сама, и книги ее редакции узнаваемы мгновенно. Конечно, не все ее авторы попадут в учебники литературы, но сама ЕШ, безусловно, займет там достойное место. Это и значит быть брендом.

Дмитрий Данилов

Работается очень комфортно. Елена и ее помощники работают в высшей степени профессионально. В «Редакции Елены Шубиной» у меня вышла книга "Описание города" - экспериментальный, достаточно необычный текст, язык которого в значительной мере отклоняется от норматива. При этом Елена отнеслась к тексту очень бережно, с полным пониманием — это всегда очень ценно для автора. Работа редакции прекрасно организована, все делается четко, все обязательства выполняются неукоснительно — это тоже, я считаю, крайне важно. В общем, у меня от сотрудничества с Еленой и ее редакцией только самые хорошие впечатления, и я надеюсь, что оно продолжится. Хочу добавить, что мне и просто по-человечески очень приятно и интересно общаться с Еленой.

2. Это действительно сильный бренд, знак качества. По-моему, прочные позиции этого бренда настолько очевидны для всех, что я даже не знаю, что еще сказать. Номер один.

Леонид Юзефович

1. Не буду рассыпаться в комплиментах Елене Даниловне, для меня - Лене, скажу только, что для моей "Зимней дороги" она нашла эпиграф прямо в моем тексте, причем настолько удачный, что я тут же согласился.

2. Как должное. Мне приятно издаваться под таким брендом.

 

Василий Авченко

1. Хороший редактор - дар небес. После того как моя рукопись "Кристалл в прозрачной оправе" попала к Елене Шубиной и ее замечательным коллегам, я получил дополнительную пару глаз (и не одну). Работа велась очень деликатно, никто ничего не переписывал - просто мое же внимание обращали на те или иные недочеты или "мутноватые" места. В итоге текст стал четче и прозрачнее.

2. В советское время был такой пятиугольничек - "Знак качества", его наносили на лучшие товары. Бренд РЕШ - именно такой знак. Он очевидным образом влияет на продвижение книги, на внимание к ней со стороны критики и читателей. Подобный бренд дорогого стоит.

Роман Сенчин

1. Работается с Еленой Шубиной в целом хорошо. У Елены Даниловны команда в основном молодых, но профессиональных сотрудников, отличных редакторов, обладающих широким кругозором и тонким слухом. Поэтому разнообразные ляпы в тексте высеиваются практически полностью.

2. «Редакция Елены Шубиной» — это знак качества. Не абсолютно все книги, выходящие там, мне близки, но откровенно слабых книг с лейблом РЕШ я, кажется, не встречал. Елена Даниловна издает совершенно разных авторов, в том числе и тех, кто не на слуху. Главное - как мне представляется - высокий уровень произведения. Очень рад, что некоторые мои вещи этому уровню, видимо, соответствуют...

Сергей Кузнецов

1. Мне очень нравится работать с Еленой Шубиной как редактором - она

человек, который любит, чувствует и понимает литературу: а эти три

вещи не так часто встречаются вместе.

2. Я не воспринимаю Елену Шубину в качестве бренда: она для меня

прежде всего живой человек и интересный собеседник

Алексей Варламов

1—2. Я совершенно точно воспринимаю Елену Шубину не как бренд, а как очень обаятельную, чудесную женщину с отменным вкусом. Она, что называется, издатель милостью Божьей - фигура куда более редкая и важная в современном литературном мире, нежели авторы. Которых она тем не менее очень любит и горой за них стоит. У Булгакова в "Театральном романе" был издатель по фамилии Рудольфи. Тот любил книги, но не любил их создателей - людей капризных, мнительных, со своими причудами и неврозами. Шубина все эти недостатки прощает и принимает нас такими, какие мы есть. Я думаю, секрет ее успеха кроется именно здесь. Все остальное — дело техники. Опять же вспоминая "Театральный роман", героев своих надо любить. У Шубиной все получается потому, что она любит. И заражает любовью всю свою редакцию, которую я искренне поздравляю с этим замечательным десятилетием.

Анна Матвеева

1. Замечательно работается! С одной стороны, Елена Даниловна строгий редактор, с другой — очень тактичный, деликатный. У нее прекрасный вкус, и за все время, что мы вместе работаем, она не дала мне ни одного плохого совета: и в том, что касается текстов, и в более широком смысле. Я очень доверяю ей, это мой первый читатель и, смею надеяться, друг.

2. Имя Елены Шубиной на обложке книги — это знак качества, гарантия того, что читатель как минимум не будет разочарован. Она не просто выпускает книгу, но следит за ее дальнейшей судьбой. И помнит о каждом своем авторе, а ведь их — нас! — немало. Попасть «в руки Шубиной» — большая удача для писателя.

Алиса Ганиева

1. Елена Шубина и ее волшебная команда для меня на особом месте, ведь это мой первый и пока единственный опыт взаимодействия

с книжной редакцией. Все три мои прозаические книги вышли именно у неё, считаю это своим везением.

2. «Редакция Елены Шубиной» всегда была брендом, еще с вагриусовских времен. И, когда формула РЕШ превратилась в официальную,

когда она стала появляться в выходных данных и на книжных корешках, я отнеслась к этому как к само собой разумеющемуся торжеству справедливости. Это действительно отдельное независимое мини-издательство внутри коммерческой корпорации-гиганта. Такой маленький рупор пропаганды высокого вкуса. В условиях монополизации такое целительно.

Вадим Левенталь

1. Мне не выпало такого счастья - работать над рукописью вместе с ЕД. Но могу сказать, что команда у нее собрана отличная. Алексей Портнов - один из лучших редакторов, которых я встречал в своей жизни.

2. Редакция ЕДШ, на мой взгляд, сейчас занимает место этакого Гослитиздата (поправьте меня, если я путаюсь в советской издательской табели о рангах) - все важное, все большое, все знаменитое, что бы это все ни значило, выходит в этой редакции. Но ощущение некоторой инертности - неизбежной, видимо, для такой большой машины, - все же есть: с одной стороны, много книг попросту необязательных, с другой - где же благородное хулиганство и священное безумие?

Сергей Шаргунов

1. Елена Шубина - мой издатель еще с «Вагриуса». Она тонкий и точный редактор с прекрасным вкусом.

2. В редакции ЕШ выходят книги серьезных писателей. Это бренд качества.   

   

   

Майя Кучерская

1. Я не знаю редактора более чуткого к потенциалу книги на книжном рынке. Кроме того, мне близки эстетические взгляды Елены Данииловны. Ну, а ещё это может быть довольно жёсткая правка, однако после неё текст освобождается и летит.

2. Как к логичному следствию тех невероятных усилий по отстраиванию современного литературного процесса, которые Елена Шубина предпринимает последние много лет.