22.03.2018

«Люди в футлярах мешают детям читать»

Писатели и критики написали письмо в защиту «живой литературы» в школах

человек-в-футляре
человек-в-футляре

Текст: Наталья Лебедева

Фото: «Человек в футляре». Художник С. Алимов

Наталия Иванова и Алиса Ганиева, Майя Кучерская и Алексей Слаповский, Денис Драгунский и Максим Амелин, Марина Аромштам и Нина Дашевская, а также еще 70 писателей, литературных критиков и издателей поддержали учителей-словесников, которые открыто выступили против новых федеральных образовательных стандартов по литературе. В своем открытом письме литературное сообщество предупреждают о последствиях.

«Предмет литература лишается творческого смысла, из живого, радостного дела он превращается в начетнический, мертвый набор текстов, большую часть которых школьники будут игнорировать, — пишут литераторы. - Вместо любви к литературе это будет провоцировать ненависть к чтению».

Не готовы они принять и единый учебник, который неизбежно должен будет появиться после утверждения стандартов. Для писателей это станет очередной победой «человека в футляре».

Но больше всего литераторов возмущает, что в школьной программе не нашлось места для современной литературы. Список обязательных книг обрывается на 90-х годах прошлого века.

«Это значит, что свежие произведения, которые выходят из года в год, вообще не имеют шанса пробиться к юному читателю, - констатируют они. - Только в дополнительных списках «на лето» - и в свободное время, которого нет и не будет. Русская литература, и детская, и подростковая, и «взрослая», в которой происходят интереснейшие процессы, не просочится сквозь новые дамбы. Наши выдающиеся переводчики не смогут предложить школе образцы современной мировой словесности, в том числе ориентированной на подростка. А наши школьники будут идти вперед с головами, обращенными назад».

Напомним, что в начале недели учителя-словесники опубликовали открытое письмо, в котором раскритиковали новые федеральные образовательные стандарты по литературе. Суть их претензий в том, что литература слишком сложный и противоречивый предмет, который невозможно загнать в узкие рамки программы или списка литературы. А предложенная программа, по мнению педагогов, не оставляет времени на погружение в текст, на понимание и рефлексию. К тому же она диктует учителю не только какие книги, в какой последовательности и в каком классе читать, но и предписывает определенный подход к изучению произведений. Научить детей любить книги при таком подходе, уверены учителя, невозможно.

В эту среду (21 марта) Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при


Минобрнауки большинством голосов одобрил проект стандарта для начальной школы и отправил на доработку стандарт для средней школы.


Мнения экспертов разделились. Одни говорят о том, что в новых образовательных стандартах впервые четко прописаны предметные результаты по годам обучения, а единый подход к содержанию гарантирует доступность образования всем детям, независимо от того, где они живут: в Москве, Калининграде, Владивостоке или маленьком поселке. Еще один плюс - это единая программа и единые учебники, на которые будет опираться содержание ЕГЭ. Другие опасаются, что отказ от вариативности ставит крест на активно пропагандируемом в стране инклюзивном образовании и перечеркивает все достижения современной педагогики.

Следующее заседание совета по стандартам назначено на 28 марта. Так что теоретически у педагогов и экспертов есть еще время, чтобы высказать свои замечания и предложения. Правда, времени у них немного.


Текст открытого письма литераторов

21 марта прошло (уже однажды перенесенное под давлением педагогической общественности) заседание совета Министерства образования и науки по стандартам. Среди прочего планируется радикально изменить стандарт по литературе в школе. О том, что разработанный Минобром проект грубо нарушает закон об образовании, отменяя прописанную в нем вариативность, что он не просто консервирует готовый (неподъемный) список обязательных произведений, но и закрепляет их по классам, лишая учителя и родителей возможности индивидуальной работы с учеником и классом, — педагоги уже четко написали. Последствия заранее известны: предмет литература лишается творческого смысла, из живого, радостного дела он превращается в начетнический, мертвый набор текстов, большую часть которых школьники будут игнорировать. Вместо любви к литературе это будет провоцировать ненависть к чтению.

Еще одним следствием принятия этого документа может стать — и станет — появление единого учебника, то есть победа человека в футляре.

И третье, что нас, литераторов, волнует еще в большей мере: при таком подходе из школы изгоняется живой литературный процесс. Фактически «распределенный» список произведений обрывается на 1990-х годах. И это значит, что свежие произведения, которые выходят из года в год, вообще не имеют шанса пробиться к юному читателю. Только в дополнительных списках «на лето» – и в свободное время, которого нет и не будет. Русская литература, и детская, и подростковая, и «взрослая», в которой происходят интереснейшие процессы, не просочится сквозь новые дамбы. Наши выдающиеся переводчики не смогут предложить школе образцы современной мировой словесности, в том числе ориентированной на подростка. А наши школьники будут идти вперед с головами, обращенными назад.

Демонстрируя страх перед живой современностью, авторы новых стандартов закладывают мину под русскую культуру и наносят ей непоправимый ущерб.

Надежда Ажгихина

Николай Александров

Александр Архангельский

Дмитрий Бавильский

Елена Баевская

Ирина Балахонова

Нуне Барсегян

Леонид Бахнов

Татьяна Бонч-Осмоловская

Марина Бородицкая

Алла Боссарт

Ольга Варшавер

Дмитрий Веденяпин

Марина Вишневецкая

Сергей Гандлевский

Алиса Ганиева

Кристина Горелик

Варвара Горностаева

Марк Гринберг

Наталья Громова

Ольга Громова

Юлий Гуголев

Наталия Демина

Виталий Диксон

Денис Драгунский

Ольга Дробот

Виктор Есипов

Наталия Иванова

Виктория Ивлева

Игорь Иртеньев

Геннадий Калашников

Дмитрий Карельский

Нина Катерли

Ирина Кравцова

Геннадий Красухин

Григорий Кружков

Сергей Кузнецов

Майя Кучерская

Александр Ливергант

Мария Людковская

Наталья Мавлевич

Виктор Матизен

Павел Нерлер

Антон Нечаев

Валерий Николаев

Лев Оборин

Николай Подосокорский

Алёша Прокопьев

Лев Рубинштейн

Мария Рыбаков

Зоя Светова

Ольга Седакова

Вячеслав Середа

Алексей Слаповский

Борис Соколов

Наталия Соколовская

Владимир Сотников

Татьяна Сотникова (Анна Берсенева)

Ирина Стаф

Любовь Сумм

Ирина Сурат

Лев Тимофеев

Людмила Улицкая

Мария Фаликман

Игорь Харичев

Алла Шевелкина

Виктор Шендерович

Сергей Яковлев

К письму присоединились

Максим Амелин

Марина Аромшташ

Мария Ботева

Нина Дашевская

Галина Ельшевская

Александр Фурман

Источник: svobodnoeslovo.org