Текст: Михаил Визель
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
1. Виктор Пелевин. «Тайные виды на гору Фудзи»
М.: Эксмо, 2018 (27 сентября)
Пелевин, несмотря ни на что, пишет по роману в год. Несокрушимый профессионализм самого мистического из русских бестселлермейкеров заслуживает уважения.
2. Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний»
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018 (8 октября)
Первая подробная биография автора «Москвы — Петушков», выходящая к 80-летию со дня его рождения. Ерофеев жил совсем недавно, умер молодым, люди, близко его знавшие, - среди нас. Момент забронзовения мелочей жизни в монолитную биографию всегда волнующ.
3. Адам Уильямс. «Книга алхимика»
СПб.: Аркадия, 2018 (конец октября)
Изысканная и мистическая книга на грустную и жестокую тему. Гражданская война в Испании, горстка коммунистов тщетно пытается укрыться от повстанцев-франкистов в древнем соборе… и находят в его подземелье рукопись XI века. Которая дает надежду на спасение. Но не всем и не такое, о котором мечталось. События первой половины XX века отходят в область легендарного и требуют новой оптики.
4. Эрик Вюйар. «Повестка дня»
М.: Эксмо, 2018 (конец октября)
Свежий роман - лауреат Гонкуровской премии - рассказывает об альянсе крупного капитала и жесткой власти. Причем и то и другое - в крайнем своем проявлении. Потому что «повестка дня», о которой идет речь в романе, - это немецкая аннексия Австрии 1938 года… Автор приедет в Москву обсудить повестку лично.
5. Джордж Сондерс. «Десятое декабря»
М.: Эксмо, 2018 (конец октября )
Американец Сондерс изрядно поразил читателей (и жюри Пулитцеровской премии) зыбким «разомкнутым» романом «Линкольн в бардо». На сей раз перед нами книга рассказов. Интересно, как он совместит свой фирменный «размытый» стиль с короткой формой.
6. Алексей Иванов. «Пищеблок»
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018 (середина ноября)
Алексей Иванов - из тех (крайне немногочисленных) писателей, для которых новый роман - это непременно принципиально новый герой и новая стилистика. Теперь автор исторических саг собирается предложить нам роман о пионерах-вампирах 80-х. Нужно ли к этому что-то добавлять? Ждем и трепещем.
7. Умберто Эко. «Заклятие сатаны. Хроники текучего общества»
М.: АСТ, Corpus, 2018 (ноябрь)
Последняя книга, подготовленная знаменитым автором к печати лично. И, как обычно, книга весьма толстая, хотя и не цельная. Это очередное собрание заметок из миланского L’Espresso, на сей раз с 2000 по 2015 год. И как обычно - обо всем понемножку: политика, философия, религия, массмедиа и элитарная книжность. К последней апеллирует оригинальное название: “Pape Satàn Aleppe” - загадочная фраза из Дантова «Ада».
8. Дэвид Фостер Уоллес. «Бесконечная шутка»
СПб.: Астрель, 2018 (конец ноября)
Своего рода «Улисс конца XX века» - или, если угодно, «американский “Бесконечный тупик”»: тысячестраничный и крайне сложный для восприятия роман с множеством тем и многоуровневых примечаний. На момент выхода книги в 1996 году автору было 34 года - и за отпущенные ему оставшиеся 12 лет он не сумел создать ничего равновеликого. Выход русского издания многократно откладывался - но в данном случае переводчиков и редакторов трудно в этом упрекать.
9. Евгений Водолазкин. «Брисбен»
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной (январь 2019)
Евгений Водолазкин любит давать своим романам названия короткие и неожиданные. После великолепного (псевдо)исторического «Лавра» и романтически-фантастического «Авиатора» пришел черед роману, название которого позаимствовано у столицы одного из австралийских штатов. И это всё, что о нем пока можно сказать.
10. Михаил Харитонов. «Золотой Ключ, или Похождения Буратины»
М.: Флюид FreeFly (зима 2019)
Последней в нашем списке фигурирует самое неподъемное, возмутительное и неоднозначное произведение. Как понятно из названия, фантастический роман, действие которого происходит в постапокалиптическом мире победившей генной инженерии, являет собой своего рода ремейк классической повести Алексея Толстого. Но ремейк, во-первых, огромный (44 авторских листа - что, впрочем, в полтора раза меньше «Войны и мира»), чем и объясняется долгая подготовка к печати, а во-вторых, сознательно, последовательно и, главное, талантливо нарушающее все мыслимые табу, вплоть до самых, казалось бы, базовых. Так что издатель Вадим Левенталь, взявший уже хорошо известный адептам сетевой литературы текст в свою книжную серию, проявил смелость, граничащую с дерзостью. Без которой, впрочем, искусство немыслимо. «Буратина» с легкостью находится онлайн - но лучше не заглядывайте в нее на рабочем месте.