25.12.2018
Кино и литература

3 хорошие сериальные экранизации уходящего 2018 года

Три свежих телешоу, выросших из популярной сегодня литературы, держащихся достаточно близко к тексту и отличающихся отменным качеством

Три-хороших-сериальных-экранизации-уходящего-2018-года4
Три-хороших-сериальных-экранизации-уходящего-2018-года4

Текст: Дмитрий Сосновский

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В наше время фильмов и сериалов, в той или иной степени основанных на литературных произведениях, пруд пруди. Нередко они используют первоисточник лишь как стартовую площадку, после чего либо превращаются в антологию (как «Террор»), либо пускаются в свободное и совершенно непредсказуемое плавание («Рассказ служанки», «13 причин почему», «Большая маленькая ложь» - и так далее, и так далее). Иные продолжают по ходу действия вплетать элементы книжной вселенной, обращаясь, впрочем, с ними весьма вольно (таких тоже хватает - от «Игры престолов» до «Мистера Мерседеса»). Мы же, провожая 2018-й, обратим внимание на три совсем свежих телешоу, выросших из популярной сегодня литературы, держащихся достаточно близко к тексту и отличающихся отменным качеством.

«Видоизмененный углерод»

 Очень приличный образец боевого киберпанка производства всемогущего (похоже, в уходящем году любые сомнения в этом отпали окончательно) Netflix, основанный на одноименном романе современного британского писателя Ричарда Моргана, первой части трилогии об обычном (ну, относительно) постчеловеке будущего с соответствующим именем Такеши Ковач.

Мрачный и весьма своеобразный мир XXVII века, где человеческое тело становится не более чем физическим носителем, который можно без потерь сменить, отображен в сериале Лаэты Калогридис (сценаристка «Александра» Оливера Стоуна и «Острова проклятых» Мартина Скорсезе) со вкусом и фантазией. Создателям «Углерода» было на что ориентироваться - помимо многочисленной классики, совсем недавно тренды обновил отличный сиквел «Бегущего по лезвию» и визуально (и это его основное достоинство) нестыдный «Призрак в доспехах».

На лихой, пусть и не лишенный шероховатостей и неочевидных допущений детективный сюжет (что для жанра вполне понятно и простительно) нанизан бодрый экшен, а также хотя и не первой свежести, но внятно изложенный посыл. Плюс - отличная интернациональная актерская команда с Юэлем Киннаманом («Отряд самоубийц», американское «Убийство») и Джеймсом Пьюрфоем («Рим») на первых ролях.

Сериал, разумеется, продлен, и будем надеяться, что оставшиеся книги получат не менее достойную адаптацию.

«Патрик Мелроуз»

Экранного пересказа цикла автобиографических повестей Эдварда Сент-Обина, как и перевода последних на русский язык, тысячи англофилов и просто поклонников современной литературы туманного Альбиона ждали годами - и в 2018-м получили и то и другое.

Вместе с указанной группой лиц нового американо-британского телефильма с нетерпением дожидалась, пожалуй, еще более крупная - фанаты Бенедикта Камбербэтча, ставшего настоящим культом после роли в «Шерлоке».

Показательно, что именно Патрика Мелроуза - наряду, на секундочку, с Гамлетом -Камбербэтч называл одним из двух персонажей, которых мечтал сыграть. Не сериал, словом, а сплошная сбывшаяся мечта - с какой стороны ни глянь.

Результат ожидания вполне оправдал - безумная черная комедия, сначала запрыгивающая на территорию «Страха и отвращения в Лас-Вегасе», оборачивается душераздирающей драмой с ярко выраженным британским акцентом, который, по своему обыкновению, особенно отчетливо проявляется в двух крайностях - в бесшабашном веселье и титаническом надрыве, скрывающемся за чопорной невозмутимостью неуравновешенного английского денди.

«Ненастье»

Сергей Урсуляк, заслуженный делец отечественного сериалостроения, уже успел себя проявить и как режиссер оригинальных телефильмов («Ликвидация»), и как автор крепких адаптаций для ТВ русской и советской литературной классики («Тихий Дон», «Жизнь и судьба»). Настал черед современной российской прозы. С которой Урсуляк, как выяснилось, управляется ничуть не хуже.

Мрачный роман Алексея Иванова «Ненастье», открывающий совершенно новую сторону литератора тем, кто знает его только по внушительным пеплумам, рассказывает о группировке «афганцев», объединившихся на обломках СССР в промышленном уральском городе для «отстаивания своих интересов» - посредством огнестрельного оружия и наглости.

Девяностые - тема для визуализации, конечно, крайне богатая, и авторам экранизации «Ненастья» было где разгуляться. Что называется, «дух эпохи» передан от души и без ханжества. Царство кровавого сюрреализма самыми оборотистыми пассионариями эпохи воспринимавшееся как пространство абсолютной свободы - мир, в котором живут и действуют герои сериала телеканала «Россия», замечательно сыгранные Александром Яценко, Сергеем Маковецким, Александром Горбатовым, Татьяной Лялиной, Александром Голубевым и другими.