Текст: Ольга PазумихинаФото обложек с сайтов издательств
Кирстен Фукс. «Свора девчонок»
Пер. с нем. А. Горбовой. — М.: Самокат, 2018
Семь девочек-подростков из разных городов, в том числе и главная героиня, тихоня Шарлотта, отправляются в летний лагерь, где, согласно рекламному буклету, их научат выживанию в дикой природе. Девочки покупают трекинговые ботинки и спальники, распихивают по карманам сигнальные свистки, лупы и перочинные ножики, сдают мобильные телефоны и садятся в автобус, предвкушая приключения. Вот только их вожатая Инкен, кажется, вовсе не собирается петь под гитару вокруг костра. Она расселяет подопечных в домики-развалюхи, изрисованные странными символами, — и бесследно исчезает. И тогда девочки решаются вместе сделать то, на что бы никогда не отважились поодиночке: начать собственное путешествие.
Читатель, привыкший «глотать» книги для развлечения, скажет, что у Кирстен Фукс получилась интересная, хотя местами и затянутая (инструкции по обустройству лагеря в лесу можно читать по диагонали) романтичная история о подростках и для подростков. Но «Свора девчонок» — это не просто очередной приключенческий роман, а размышление о природе человека, о его глубинных желаниях и страхах, о жестокости и суеверности, жажде власти и боязни одиночества. На первый взгляд кажется, что поведение героинь нелогично до абсурда — или как минимум не соответствует их возрасту. Однако, чтобы создать провокационное произведение, Кирстен Фукс не нужно отправлять героинь на вечеринки, «угощать» алкоголем и сигаретами и заманивать в объятия любовников.
Писательница вскрывает механизмы, которые куда непонятнее — и потому страшнее — примитивной тяги к развлечениям: недаром «Свора девчонок» чем-то напоминает «Повелителя мух» Голдинга.
Керстин Гир. «Замок в облаках»
Пер. с нем. Т. Лавровой. — М.: Издательство Робинс, 2018
Но не единой провокационной прозой жив литературный процесс. Иногда читателю хочется чего-то доброго и сказочного — и тогда самое время взять в руки новый роман Керстин Гир (автора нашумевшей серии «Таймлесс»). В роскошном отеле «Замок в облаках» под окнами кричат не дикие звери, а всего лишь альпийские галки; что до главной героини, шестнадцатилетней Фанни Функе, то она хотя и покинула родной дом, но сделала это с позволения родителей, и отправилась не тусоваться, а получать первую отметку в трудовой книжке.
Если вы читали «Мышеловку» Агаты Кристи или смотрели фильм «Отель «Гранд Будапешт», то наверняка понимаете, что в старинной гостинице, заметенной снегом, просто не может не произойти чего-то необычного. Поначалу Фанни и не подозревает, что скоро станет главной героиней настоящего детектива и даже окажется на волосок от гибели. Юной горничной (и по совместительству гувернантке), работающей под началом хозяина-тирана, некогда мечтать о приключениях. Ей бы уследить за детьми, которые так и норовят спрятаться среди роскошных интерьеров и размазать шоколад по бархатным портьерам! Бедняге Фанни порой некогда поесть и принять душ, а тут еще и злобные соседки — такие же горничные — того и гляди выкинут очередную пакость...
Писатели и режиссеры уже давно повадились перекраивать сказки на новый лад. Вот и Керстин Гир попыталась рассказать о Золушке, оказавшейся в современных реалиях. Несмотря на то, что в романе упомянуты SPА-процедуры, новогодний хит Last Christmas и, конечно, смартфоны, передать дух времени у писательницы получилось не вполне: описанные события с тем же успехом могли происходить в середине ХХ века. Впрочем, налет благородной старины отелю «Замок в облаках» только на руку.
У Керстин Гир получился трогательный семейный роман со множеством симпатичных второстепенных героев и динамичным сюжетом,
и, если бы про Замок сняли кино, оно наверняка бы пополнило коллекцию традиционных рождественских фильмов для семейного просмотра.
Виктория Шваб. «Город призраков»
Пер. с англ. Е. Мигуновой. — М.: Издательство АСТ, 2019
Полбеды, если подросток начинает убегать из дома; через это проходят многие. Но что делать, если ваша тихая и послушная дочка утверждает, что видит призраков? Можно забить тревогу и немедленно отвести ребенка к врачу. А можно сделать вид, что девочка просто фантазирует. Именно так и поступают родители двенадцатилетней Кэссиди, писатели, работающие над серией книг о паранормальных явлениях: они-то понимают, что придумать воображаемого друга-призрака — легче легкого. Вот только Кэссиди твердо знает, что Джейкоб, который всюду ходит за ней по пятам, — настоящее привидение, застрявшее между мирами. И таких, как он, — тысячи!
Кэссиди вынуждена скрывать от родителей, что она может проходить через Вуаль — завесу, за которой открывается загробный мир. Но в остальном она — обычный подросток, который любит кататься на велосипеде, фотографировать и уплетать пиццу. Сюжет закручивается, когда родители Кэс берут ее с собой в Эдинбург — город, который так и кишит призраками всех мастей. Тут-то и выясняется, что главная героиня получила свой талант не просто так...
Виктория Шваб прославилась в России как автор серии «Оттенки магии» (18+): там герои тоже «перепрыгивали» из измерения в измерение, по пути устраивая эпичные разборки. Теперь писательница обратилась к аудитории помладше. Новая книга и вправду получилась довольно мягкой: несмотря на пугающую тематику, в «Городе призраков» нет кровавых, а тем более откровенных сцен. Но нет в романе и погружения во внутренний мир героя; действующие лица получились плоскими, их мотивы — неубедительными. Так что «Город призраков» удался скорее как красочный путеводитель по Шотландии, нежели динамичный роман с претензией на хоррор. Впрочем,
книга понравится не только любителям путешествий по Европе, но и фанатам «Гарри Поттера».
Виктория Шваб поместила своих героев в декорации, где, говорят, Джоан Роулинг и писала первый роман о мальчике-волшебнике, а также рассыпала по страницам множество отсылок к знаменитой фантастической вселенной.
https://godliteratury.ru/public-post/5-knig-zhanra-young-adult-molodo-vzroslo
Книги,-которые-вдохновляют-юных-читательниц-на-смелые-поступки--и-предостерегают-от-последствий-безумств0