Текст и фото: Александр Соловьев
Библиография Сергея Эйзенштейна (и литературы, ему посвященной) за последний год уже обогатилась несколькими прекрасными изданиями — альбомом его графики (Ad Marginem), стенограммами курсов, прочитанных во ВГИКе в 30-х годах (Sa.Ga), большой работой Вячеслава Вс. Иванова об эстетике Эйзенштейна (Академический проект) и критической биографией (ЕУ СПб).
2 июня в рамках фестиваля состоялась презентация двухтомника мемуаров режиссера, прекрасно дополняющего этот ряд.
В презентации принимали участие Наум Клейман (крупнейший специалист по кинематографу Эйзенштейна), Ольга Дубицкая, куратор издательской группы музея "Гараж", и Анастасия Орлова, художник книги.
С одной стороны, неудивительно, что к режиссеру, с которого многие отсчитывают историю кинематографа как искусства вообще, в последние годы настолько возрос издательский интерес. С другой стороны, Эйзенштейн оказался на пересечении самых разных революций модерна - революции социальной и революции искусства - ученик Мейерхольда, он встал в основании кинематографа, самого по себе являющегося продуктом модерного общества. Именно эта уникальная позиция, в том числе, и приковывает к нему интерес.
Наум Ихильевич рассказал об удивительной издательской судьбе мемуаров, с которых, после смерти Сталина, и началась реабилитация и канонизация режиссерского наследия. Написанная почти что потоком сознания, книга мемуаров проливает свет не только на биографические обстоятельства жизни Эйзенштейна, но и на его любовные переживания и психоаналитическую рефлексию, столь важную и для его кинематографа. Разговор был посвящен не только кино, а также отношению Эйзенштейна с книгами, памяти об отце и матери.
Новое издание построено более строго с точки зрения текстологии по сравнению с изданием 1997 года, и, очевидно, станет важным событием для исследователей кинематографа - и просвещенных зрителей.