03.06.2019

На Красной площади представили серию книг «Неисторический роман»

Вячеслав Ставецкий, Александр Бушковский и Евгений Водолазкин рассказали о том, как соединить историю и современность 

Книжный фестиваль 'Красная площадь - 2019'
Книжный фестиваль 'Красная площадь - 2019'

Текст: Ольга Чиглинцева

Фото: Сергей Куксин/РГ

Большое путешествия начинается с первого шага, а серия книг «Неисторический роман» взяла свое начало и название из подзаголовка книги «Лавр» Евгения Водолазкина.

По мнению главного редактора, Елены Шубиной, за последние годы самые успешные книги своим сюжетом или каркасом связаны с историей, но написаны современным языком, на который мы остро реагируем. Но почему вдруг возник такой жанр? Первым на этот вопрос ответил «отец-основатель», Евгений Водолазкин: «В моей юности самой доступной для студентов машиной был запорожец. Его чинили, делали суперкресла, акустическую систему, и эта конструкция, как ни странно, двигалась. Так я и поступил с «Лавром». О современности можно говорить двумя способами — рассказывать о том, что есть вокруг, или описать тех, кого с нами нет. Я выбираю второй способ, чтобы показать, что ушло в прошлое и чего нам не хватает».

Александр Бушковский при написании своей книги вдохновлялся историей своего брата по серии — «Жизнью А.Г.» Вячеслава Ставецкого. Сюжет романа «Рымба» разворачивается в глухой деревушке в Карелии, где странный незнакомец переворачивает ее патриархальный уклад.

- Когда я начинал писать о своей деревушке, я заинтересовался ее историей, и оказалось, что она не менее интересна современности, - отмечает Бушковский. - А современный пласт — это то, что я видел своими глазами, я мало что выдумывал.

В «Жизни А.Г.» Вячеслава Ставецкого история связана с Испанией, в центре которой — испанский диктатор Аугусто Авельянеда, его жизнь, стремления и наказание.

На вопрос Шубиной, какое у Ставецкого отношение к своему главному герою, писатель ответил так:

"Эпоха и страна в моей книге — лишь декорации, сквозь которые можно различить современный гул. Как автор я могу предложить не трактовку, только оптику для прочтения. Это не об Испании и не о диктатуре. Диктатор — лишь профессия для моего героя, как и странствующий рыцарь для Дон Кихота. Если отвечать на вопрос, о чем эта книга, то можно вспомнить Флобера. Он говорил: «Госпожа Бовари — это я». Так вот мой главный герой — это вы. В нем зоркий и честный читатель узнает себя. В «Записках из подполья» Достоевского герой говорил — "я-то один, а они-то все". Каждый из нас хоть раз испытывал это чувство. Здесь я решил довести эту ситуацию до абсурда. Он один против всех. Способен ли он выстоять и победить в этой борьбе? Правильные ответы ли я дал на эти вопросы, судить читателям».

Писательница Ольга Брейнингер из зала выразила свою благодарность Ставецкому:

- Это история о человеке, который живет нечеловеческим, пытается выйти за пределы самого себя. Ему нужно огромное, непонятное, к чему можно стремиться любой ценой, даже ценой полного разрушения. Это та история, которую я давно хотела прочитать в современной литературе.