04.06.2019

Юрий Рост: «Как пройти на электричку?»

В шатре «История Отечества» Юрий Рост — журналист, писатель, фотограф презентовал книгу «„Мир искусства“ Юрия Роста»

Юрий-Рост-Новости_книжного_фестиваля_Красная_площадь_2019-2
Юрий-Рост-Новости_книжного_фестиваля_Красная_площадь_2019-2

Текст и фото: Андрей Мягков

В шатре «История Отечества» Юрий Рост - журналист, писатель, фотограф - целый час рассказывал байки о своих друзьях и знакомых. То есть официально, конечно, презентовал выпущенную издательством «Искусство – XXI век» книгу «„Мир искусства“ Юрия Роста», но на самом деле травил байки и фотографии показывал - такая вот приятная презентация.

Книга представляет собой альбом, составленный из черно-белых снимков, каждый из которых сопровождает короткий очерк о запечатленном человеке. На снимках сплошь звезды от мира искусства - ну или «просто люди, которые мне повстречались, и с которыми я дружил», как назвал их сам Рост.

«Эта книжка - радость. Такой прекрасной и воздушной книжки у меня еще не было». Порадовала автора и полиграфия, за которую он выразил особую благодарность всем причастным: «Все фотографии - навылет, границ у них нет, они выходят куда-то…» Но при всем при этом книжка, тем не менее, драматичная: «пока мы ее готовили, шесть героев ушли из жизни». В то же время окончательно ушедшими Рост их не считает: «Они зафиксированы в состоянии не памяти, а присутствия». Всех - и живых, и мертвых - в альбоме расположили по алфавиту, чтобы «не было чемпионства».

Ну а дальше были фотографии вперемешку с историями. Вот Алиса Фрейндлих отражается в двух зеркалах одновременно; вот Майя Плисецкая с мокрыми подмышками, хотя на фотографии этого не видно; вот Сергей Бархин, декорации за спиной которого создают ему пышную прическу; вот Булат Окуджава, который не любил эту фотографию, потому что на ней он слишком похож на себя… Из литературного - Белла Ахмадулина, которая только что прочитала Росту свое стихотворение, и тот снял ее, пока она еще «была в этом стихотворении», да Андрей Битов на плоту, демонстрирующий фотографии Пушкина берег его родной Африки.

«А что я буду выдавать все? Покупайте давайте, раскошеливайтесь», - заявил между делом Рост, но выдал он все равно немало.

Например, фотографию Фаины Раневской («некоторые узнали ее, но для того, чтобы вы ее узнали, я немного помучился») сопроводила обаятельная история: Юрий снимал Фаину на репетиции, и в какой-то момент она остановилась и недобро спросила:

- Кто это щелкает?

- Я.

- Как вам не стыдно, а я на вас имела виды!

Или вот про «Современник», «мой дворовый театр», как называет его живущий по соседству Рост: один раз Юрия шутки ради вытащили на сцену и усадили на стул. Гафт это не то чтобы одобрил, но решил продолжить шутку - должен же был Рост оправдать свое появление на сцене. В итоге фотографу поручили выйти на сцену и похлопать шутника по плечу: он вышел, похлопал, актер опешил от неожиданности и без стеснения спросил на весь зал: «Ты что, [осатанел]?» А Юрий ему: «Как пройти на электричку?»

В общем, было довольно задорно - даже Юрий Норштейн заглянул, спровоцировав реплику: «Вы видите, герои сходят прямо со страниц».

А когда начались вопросы из зала, женщина, которая половину лекции искала телефон, на котором сидела, передала спасибо от мамы за «Кефир».