15.07.2019

Антон Павлович Чехов со всех сторон

О Чехове не только на страницах и театральных подмостках, но и на почтовых марках

Антон Павлович Чехов.
Антон Павлович Чехов.

Текст: Катерина Шаронова

Иллюстрации: belpressa.ru

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с издательским домом «Мир Белогорья» (Белгород)

Звучащие тексты

Мы находимся в доме с мезонином - одном из выставочных залов Литературного музея Белгорода, где сейчас экспонируют передвижную выставку «А. П. Чехов. Линия жизни». Первый герой наш герой - Николай Щебеньков. Актёр и художник-постановщик Белгородского государственного театра кукол исполнил роль Ивана Васильевича Ломова в спектакле «Предложение», который по одноимённой чеховской пьесе-шутке в Белгороде поставил Григорий Гольдман. Сегодня он вспоминает один из монологов своего персонажа.

Видео Вадима Заблоцкого

Чехов театральный


"Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать..."


- писал Чехов беллетристу Александру Лазареву-Грузинскому.

Или говаривал актёрам на репетиции «Чайки» в Александрийском театре:


"Не надо так много играть, не надо совсем играть, надо так, как в жизни".


«Первая любовь Художественного театра», любовь Станиславского, Чехов-драматург до сих пор один из самых театральных авторов России и мира. Если обратиться к белгородской афише, то можно обнаружить, что в репертуаре драматического театра идёт «Вишнёвый сад» (премьера - сентябрь 2010-го), а на подмостках Театра кукол - «Предложение» (премьера - ноябрь 2011-го).

Напомним, что режиссёр «Вишнёвого сада» - народный артист России Борис Морозов, а художник-постановщик - народный художник СССР, лауреат Госпремии СССР, легендарный Иосиф Сумбаташвили.

Восстанавливаем контекстЪ

Наверняка вы не раз слышали это прочно вошедшее в нашу культуру выражение. Возможно, многим из вас известно, что его автор - Чехов. Но совсем не многие знают, при каких обстоятельствах Антон Павлович его произнёс, кому адресовал.

7 января, 1889-й, Чехов пишет своему издателю и журналисту Алексею Сергеевичу Суворину:


"Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".


Книжная полка

Сегодня на нашей «Книжной полке» - редкие издания сочинений Чехова. Чтобы узнать о них, мы встретились с Татьяной Догадиной, главным библиотекарем отдела хранения основного фонда Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. В коллекции фонда более двух десятков «чеховских» изданий - литература его и о нём. И в первую очередь Татьяна Михайловна рассказала о самом старинном из них - сборнике «Детвора» (1890).

Редкие книги Чехова в БГУНБ. Видео Наталии Козловой

За «Детвору», которая разошлась тиражом 5 тыс. экземпляров, прижимистый Суворин заплатил Чехову не так много - 100 рублей. Но всё же именно он был первым издателем произведений Антона Павловича.

После Суворина Чехов заключил договор с Адольфом Марксом, чья издательская фирма пользовалась огромным авторитетом. К писателю наконец пришли большие тиражи и хорошие гонорары. В 1870-м Маркс начал выпускать иллюстрированный журнал для семейного чтения «Нива» и, желая увеличить и без того огромную популярность еженедельника, придумал к нему бесплатное приложение, где публиковал сочинения русских и зарубежных писателей. И в 1903-м в свет вышло первое собрание сочинений Чехова. Некоторыми его томами располагает БГУНБ.

Среди прочих книжных раритетов - издания-малютки. «Медведь» (2002) - особенное. Написанный Чеховым за один вечер, этот водевиль издательство «ЯникО» воплотило в книге размером с ладошку (40×57 мм). Ценен и её переплёт - он ручной работы.

Что касается литературоведческих изданий, то никак не пройти мимо крупноформатной книги «Чехов и Художественный театр» (начало XX века). Портреты Антона Павловича, режиссёров, актёров, сцены из спектаклей по чеховским пьесам - она прекрасно иллюстрирована. Вступительную статью к ней написал легенда русского театра Владимир Немирович-Данченко, который вспоминал работу Чехова над «Чайкой», «Дядей Ваней», «Тремя сёстрами», триумфы и провалы писателя.

Чехов и край Б.

В Белгороде улица Чехова появилась в 1951 году: так её назвали по решению горисполкома от 14 февраля. Попасть на неё можно с довольно людной улицы Садовой, свернув от городской налоговой инспекции.

Сегодня на улице протяжённостью около 600м находится несколько многоэтажных домов (в основном советской постройки), постепенно сменяющихся частным сектором, управление Россельхознадзора и административные здания. Здесь же располагается известная многим белгородцам фотостудия Василия Кучмы «Точка».

Чехов довольно часто фигурирует в топонимике Белгородской области. Его фамилией названы 17 улиц и пять переулков: в Шебекино, Губкине, Старом Осколе, Бирюче, Валуйках, Строителе, Новом Осколе, Волоконовском и Борисовском районах.

Долгое время предки Антона Павловича жили совсем близко от белгородских границ - в селе Ольховатка Воронежской губернии (теперь это районный центр Воронежской области). Дед Егор Михайлович и отец писателя Павел работали на местном сахарном заводе. А в 1841-м семья покончила со своим крепостным состоянием - дед выкупил всех на волю. Понятно, что сам Чехов уже не жил в этих краях. Но спустя годы по дороге в свои южные обители, Таганрог, Ялту, писатель нет-нет да должен был проезжать мимо Белгорода. Что, собственно, подтверждают его письма сестре, жене и матери (1887-го, 1902-го и 1903-го).

Всплыл и вот какой любопытный факт: малоизвестная художница Мария Дроздова, что была приятельницей Марии Чеховой, писала Антону Павловичу: 12 июня я опять в триклятом Белгороде..."

Квартировала Дроздова между тем в доме Анцырева на улице Смоленской, 41 (ныне это проспект Славы). В книге «Пройдёмся по старому Белгороду» краеведа Александра Крупенкова находим, что это был постоялый двор купца Александра Анцырева, бывшего председателем городской управы. В 1989-м здание снесли.

Марки Чехова и Чехов на марках

В кругах филателистов знают: Чехов марки любил. Страны Западной Европы, США, Канада, Латинская Америка, регионы Востока, Юго-Восточной Азии и, разумеется, Российской империи... - откуда только писем Антон Павлович не получал! И, будучи человеком любознательным, сохранял и конверты, в которых они приходили, и их марки. Марки особо его интересовали. Он и друзей просил собирать их для него, и сам покупал в путешествиях. После Чехова остались 30 упаковок и 142 разрозненные марки. Чтобы хотя бы примерно представлять, насколько это много: в трёх упаковках обнаружили более 1,5 тыс. марок.

"Интересно, мог ли Чехов подумать, что спустя годы марку украсит его собственное изображение?" - размышляет вслух белгородский филателист Павел Лозовой. Пинцетом он аккуратно раскладывает «чеховские» марки на столе и рассказывает нам их историю.

Так, первые марки с портретами Антона Павловича появились в феврале 1940-го. Серию - 4 штуки - посвятили 80-летию со дня рождения писателя. К слову, портреты, которые для них использовали, сделал наш земляк - фотограф Алексей Иваницкий. С его же снимков воспроизведены две марки серии к столетию.

В 1954-м выпустят бутылочно-зелёную марку с крымским пейзажем «50 лет со дня смерти Чехова». Пройдёт ещё четыре года - и Чехова представят в серии «Писатели нашей Родины». Здесь его портрет совмещён с иллюстрацией Кукрыниксов к рассказу «Человек в футляре». И только спустя полвека, к 150-летию писателя, выпустили блок и малый лист - в общем шесть марок.

Чехов, наш современник

Чехов жив? Чехов жив