Каким Горького увидели Кукрыниксы - Год Литературы
САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Каким Горького увидели Кукрыниксы

Редкие прижизненные образы классика представили в Перми

Максим Горький
Максим Горький

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Ряд уникальных экспонатов: прижизненные портреты, дружеские шаржи, редкие иллюстрации к произведениям писателя, графика, вдохновленная местами их действия, — представлены на выставке «Слово о Горьком», открытой в Пермской государственной художественной галерее. Горьковская коллекция в западноуральском музее складывалась в течение полувека.

Попадал на карандаш

Человек - это звучит гордо

Встречает зрителя профиль Алексея Максимовича в гипсе работы Нины Нисс-Гольдман (1937). Этот барельеф — единственный в своем роде. Он был элементом оформления советского павильона Всемирной выставки 1937 года, проходившей в Париже, и переехал в Пермь по ее завершении. Хотя в местной коллекции этот экспонат уже восемьдесят лет, пермский зритель видит его впервые.

Кроме него, имеется ряд прижизненных портретов классика. Почти все они созданы в тридцатые годы, в пору расцвета славы писателя, таким образом, это отправные точки его иконографии… Кстати, они мало напоминают канонический образ, на десятилетия запечатленный в сознании советских людей. 

Как, например, портрет Горького в тюбетейке, созданный Владимиром Милашевским. В таком виде писатель предстал перед участниками слета Беломорстроя, проходившего в подмосковном Дмитрове в августе 1933 года. Портрет выполнен на основании рисунка, сделанного с натуры. Можно предположить, что и работа Нисс-Гольдман ваялась с той же модели.

Не может не забавлять и шарж, слетевший с карандаша знаменитых Кукрыниксов. Он нарисован на историческом Первом Всесоюзном, учредительном, съезде Союза писателей СССР, проходившем в 1934 году. Легендарные карикатуристы гостили на нем. Творческим итогом стала серия экспромтов. Большая часть их лежит сегодня в анналах Института мировой литературы; однако этот и пара других, на Самуила Маршака и Немировича-Данченко, находится в собрании Пермской галереи. На стендах они не только потому, что музей наконец нашел возможность их показать; 


юный Маршак рос с книгами Горького, а взрослый стал соратником Алексея Максимовича по издательской деятельности. 


Мэтр здесь похож на сердитого ощетинившегося ёжика. При взгляде на рисунок хочется улыбнуться; а вспоминается знаменитое: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться...» 

Другой чеканный профиль, высеченный из камня, — плод мастерства ленинградского скульптора Николая Дыдыкина, создан в 1935 году. Этот образец скульптуры, выдержанный в более классическом духе, - пожалуй, переходное звено к сложившейся в дальнейшем иконографии Горького; это уже привычное читателям его изображение, характерное для массового обихода.

Портрет работы Татьяны Дехтеревой - самый поздний из экспонированных, создан уже в семидесятые. Эта московская художница изображает молодого человека, полного сил разночинца, - за задорным блеском в глазах спокойствие уже много повидавшего странника.

Тихий пермячок и «бывшие люди»

Есть еще один портрет, не созданный с натуры. Графика Александра Зыкова являет нам еще не Горького - а юного Алёшу Пешкова в его пору «в людях». Подросток-посудомойщик, утомленный однообразным трудом, улыбающийся во сне, застигнут художником в закутке судовой кухни: то ли мучительно борется со сном, то ли таки поддался ему. Этот эстамп открывает стенд с гравюрами художника «Горьковские места», демонстрирующих берега Волги и города на ней, какими их мог видеть юноша, когда работал на любимовских пароходах.

В Перми хранится и серия иллюстраций Кукрыниксов к роману «Мать».

Тех, кто творчество трио Куприянов - Крылов - Соколов знает по злым карикатурам на идеологических противников в «Правде» и «Крокодиле», ждет откровение. В отличие от их шаржей, в портретах героев повествования нет и тени юмора, ни черточки гротескного преувеличения. Образы Ниловны и Павла Власова выписаны монументально плотными, от них веет достоинством, предчувствием тернистого пути и - готовностью этот путь пройти. Этот цикл был отмечен Государственной премией СССР.


В первые послереволюционные годы одним из основных иллюстраторов прозы Горького был уроженец города Кунгура Пермской губернии Иван Симаков, живший тогда в Петрограде.


Рекомендовал его Горькому Александр Амфитеатров.

«Дорогой Алексей Максимович, если Вам для тех рисунков, о которых Вы при мне говорили… нужен еще художник, то имейте в виду Ивана Васильевича Симакова... По российскому смиренству и великому неумению устраиваться, затерт разною более крикливою публикой... сей тихий пермячок», - писал литератор. 

Адресат, лично принимавший участие в подборе оформителей для осуществления инициативы издательства Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов, оценил талант. Книжки-«копейки» с произведениями Горького, выпущенные массовым тиражом в 1919 году, пришли к народу с обложками Симакова. Тихому пермячку хорошо удались образы «бывших людей»: пекаря Коновалова, Фомы Гордеева, Сатина из «На дне», - очень важного типа русской действительности, описание образа мыслей и поведения которого было лейтмотивным для летописца великого перелома.

Горький на взгляд Кукрыниксов

В 1928 году стараниями основателя Пермской галереи, ее многолетнего директора и собирателя коллекций Николая Серебренникова наследие художника пополнило фонды западноуральского музея, с чего и началось комплектование «горьковского» раздела, пополнявшегося и в семидесятые.

Не вернулся в Сорренто, пошел на прорыв

Проникнутый солнцем пейзаж Василия Яковлева "Сорренто" и живописные акварели Фёдора Богородского напоминают о долгих годах жизни писателя за рубежом. 

Горячий прием, оказанный читателями писателю во время его поездки по Советскому Союзу, совершенной по приглашению И. В. Сталина в 1928 году, и одновременно изменившаяся общественно-политическая обстановка в Италии, где усиливался режим Муссолини, побудили мастера поменять жизнь и вернуться на Родину, где Горький включился в строительство передового общества; в целом сомнений в этом не было. 

Среди многих проектов, инициированных им тогда, было издание журнала, ныне забытого, под названием «СССР на стройке», целиком отражавшего хронику индустриализации - модернизации того времени.

Специальный номер этого журнала, освещавший строительство гигантов горной и химической отраслей, возводившихся у нас в Березниках и Соликамске, занимает центральное место в витрине, посвященной этому периоду жизни классика. Экземпляр предоставлен краевой библиотекой, кстати, ныне носящей имя Алексея Максимовича.

Этот привет из эпохи великих строек, сегодня, когда государством вновь провозглашен курс на технологический прорыв и преодоление «отставания», ненавязчиво напоминает: всё в наших силах.

Выставка действует до 2 апреля.