Текст: Ольга Разумихина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки взяты с сайтов издательств
Фрида Нильсон. «Тонкий меч»
Пер. со шведск. Ольги Мяэотс. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
У маленького Саши долго и мучительно умирает мама. Отец целые ночи напролёт сидит у кровати любимой Семиллы, понимая, что ей осталось совсем немного: но Саша, в отличие от папы, верит, что невозможное возможно. Однажды ночью он замечает возле причала странную лодку и понимает: это Господин Смерть приплыл, чтобы забрать маму. А значит, нужно отправиться следом за ним, прямёхонько в царство мёртвых, — и сделать всё, чтобы перехитрить тамошнего повелителя. Саша ещё не подозревает, что в ином мире он научится фехтовать, чуть не утонет в бурной реке и найдёт верных друзей.
«Тонкий меч» начинается непритязательно, даже скучновато, — но вскоре читателю остаётся только удивляться, какой любопытный загробный мир создала фантазия Фриды Нильсон. Это потустороннее измерение не имеет почти ничего общего ни с царством Аида, ни с разными версиями рая и ада в популярных религиозных доктринах. Вотчина Господина Смерть — это небольшой мирок, населённый тремя видами существ. Хильдины похожи на поросят, спартаны — на собак, а гарпирии — на орлов; каждому виду присущ свой менталитет, свои традиции и нормы морали. Как и в прошлой, «человеческой» жизни, обитатели необычного царства несут службу, хлопочут по дому, воспитывают детей — и даже воюют. Вот только вспомнить, кем они были много-много лет назад, им не дано. Это-то и не даёт покоя Саше: он не может позволить маме забыть дни, когда они счастливо жили все вместе.
Писательница Марина Аромштам ставит «Тонкий меч» в один ряд со «Снежной королевой» Х. К. Андерсена и «Синей птицей» М. Метерлинка. Сравнение смелое, но стоит признать, что у Фриды Нильсон есть все шансы влиться в ряды классиков детской литературы. Писательница создала впечатляющий роман, где нашлось место и глубокой философии, и захватывающим приключениям, и ребяческим играм. А ещё, что немаловажно, Нильсон избежала соблазна выдать очередной сюжет о борьбе добра со злом: в её мире сочувствия и понимания достоин каждый герой. Отдельная похвала - иллюстрациям Марии Судовых.
Кай Майер. «Аромат книг»
Пер. с нем. Т. Лавровой. — М.: ООО «Издательство Робинс», 2019
Ещё одна заслуживающая внимания новинка, увлекающая читателя в фантастический мир, — «Аромат книг» Кая Майера, писателя, не знающего, что такое творческий кризис: у 50-летнего немца вышло уже 39 повестей и романов! Однако мировую известность Майеру принесла серия «Время библиомантов» — цикл романов о волшебниках, черпающих силы из книг. Причудливый мир, описанный в этой трилогии, не даёт покоя его создателю: «Аромат книг» — приквел к нашумевшей серии. Если действие «Библиомантов» происходит в наши дни или недалёком будущем, то новый роман Майера переносит читателя в Англию конца XIX в., то есть в то время, когда «жили» Шерлок Холмс, Джек-Потрошитель, доктор Джекил и мистер Хайд.
Итак, в Лондоне опять неспокойно: едва ли не половина города негласно подчиняется строптивой китаянке мадам Ксу, главе местной мафии и по совместительству — владелице многочисленных легендарных рукописей. Семнадцатилетняя сирота по имени Мерси, которой не хватает денег на лекарства для прёмного отца, пытается выкрасть один из драгоценных текстов, и помогает ей в этом названый брат Филандер. Спустя два года помощь требуется уже самому Филандеру: его старшая сестра пропадает без вести среди бела дня. Друзья, успевшие за эти годы рассориться в пух и прах, вновь объединяются, чтобы защитить своих близких, а заодно распутать загадочное убийство книготорговца — и лучше узнать самих себя.
«Аромат книг», безусловно, понравится всем поклонникам «Времени библиомантов». Но и тем, кто пока не знаком с творчеством Майера, книга также будет интересна: чтобы путешествовать по Лондону вместе с Мерси и Филандером, доскональное знание трилогии не требуется. Однако стоит быть готовым к тому, что любой герой в мире библиомантов может попасть в ловушку и даже погибнуть; Кай Майер — не тот писатель, который создаёт «неубиваемых» персонажей, да и к хеппи-эндам он относится скептически. А ещё в «Аромате книг» будет много - иногда даже чересчур - погонь, жестоких ловушек, интриг и скелетов сами понимаете в чем. Увы, антуражу и замысловатым сюжетным поворотам Майер уделяет внимания куда больше, чем раскрытию персонажей, — но таково уж его творческое кредо: главное, чтобы читатель не заскучал. Да и какой смысл выяснять отношения, если за каждым поворотом может скрываться наёмный убийца?
Валентина Назарова. «Девушка с плеером»
М.: Клевер-Медиа-Групп, 2019
В отличие от Фриды Нильсон и Кая Майера, Валентина Назарова избрала местом действия не фантастическую вселенную, а вполне реальный мир. Главная героиня ее романа, старательная и успешная девушка Ника, приезжает в Англию, чтобы поступить в престижный университет. Однако от подготовки к экзаменам её всё чаще отвлекают тяжёлые воспоминания: именно здесь несколько лет назад пропала без вести её сестра Женя, на английский манер — Джен. Что же случилось с милой девушкой, не желавшей никому зла? Да, Женя вела несколько сомнительный образ жизни — часто выпивала, тусовалась с развязными рокерами и, поговаривают, даже была любовницей одного из них, — но разве она заслужила забвение?
Стараясь выйти на след блудной сестры, Ника знакомится с людьми, которые некогда называли себя друзьями Жени, и пытается стать «своей» в их компании. Оказывается, что рок-н-ролльная тусовка — это не только преклонение перед музыкой, порывы вдохновения и танцы до утра, но и бесконечные потери, скандалы и тяжелейшие личные кризисы. Валентина Назарова убедительно показывает, что люди, которые прячутся за ширмой беспечности, часто имеют тяжёлую алкогольную или наркотическую зависимость, вступают в случайные половые связи и, в конце концов, замыкаются в себе. Либо — буквально — сходят с ума. А ещё мир настолько жесток, что даже самый нормальный с виду человек может оказаться тем еще уродом. Поначалу Ника не желает верить, что кто-то из её новых друзей причастен к исчезновению Джен, но затем понимает, что каждый шаг на пути к истине может стать для неё последним.
В книге «Девушка с плеером» представлен весьма важный «срез» современности, показывающий, что в «социально прогрессивных странах» всё не так хорошо, как мы привыкли думать. Кроме того, автор тактично убеждает молодого читателя в том, что, увлекшись погоней за удовольствиями, человек рискует потерять самого себя. Однако мораль, к которой автор подводит читателя ближе к финалу, вызывает вопросы: выходит, что месть, пусть и весьма жестокая, — законное право каждого человека, а на лжи и замалчивании можно построить крепкие отношения, как дружеские, так и романтические. Но так ли это на самом деле? Думается, Валентине Назаровой стоило получше поразмыслить над концовкой — эффектной, но слишком спорной с точки зрения "месседжа".