Текст: Ксения Коробейникова
Фото: museum-az.ru
Ганс Христиан Андерсен и Анатолий Зверев писали до сумасшествия много: один — словами, другой — красками. Случалось наоборот: сказочник прекрасно вырезал силуэты, а художник сочинял стихи и трактаты. Хотя больше ему удавались иллюстрации к сказкам датчанина: «Соловей», «Дикие лебеди», «Русалочка» и «Новое платье короля». В них погрузился музей Зверева, который не перестает удивлять выставочными проектами на стыке искусства и новых технологий.
С порога оказываемся на морском дне. Певица и композитор Евгения Смольянинова напевает русалочьи романсы, под ногами — вода, по стене-экрану на волнах пляшут корабли, с потолка ползут канаты, иллюминаторы. Из них глядят зверевские игривые русалки. То хохочут, то хватаются за головы от испуга, танцуют. Благодаря увеличенным репринтам иллюстраций можно погрузиться в художественный мир Зверева. У него, как и у Андерсена, порой уходили не часы, а минуты на создание произведения.
— Несколько лет назад я случайно обнаружила работы Зверева в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), — рассказывает хранитель музея Наталья Волкова. — Оставшись в 1960-м в деревне с молодой женой без денег, Зверев обратился за помощью к другу, балетмейстеру Александру Румневу. Тот посоветовал вернуться в Москву и начать иллюстрировать книги. Так Зверев взялся за Андерсена, но рисунки, написанные в нетрадиционной технике, пристроить было невозможно. Они остались у Румнева, а после его смерти архив танцора оказался в РГАЛИ. Никто не догадывался, что там десятилетия лежат работы художника, пока я их не обнаружила.
Маленькие и ветхие, они не покидают архив. Оттуда удалось одолжить только четыре оригинальные обложки к сказкам Андерсена. Почему именно его решил иллюстрировать Зверев, рассказывает Михаил Ефремов в четвертой серии фильма про художника.
Оказывается, оба мастера — безотцовщина, бродяги, не красавцы и долго были не признаны.
Зверев начал иллюстрировать сказки в том же возрасте, когда Андерсен начал их придумывать, — в 30 лет. Оба были одарены музыкально. Художник обладал интересным голосом и в живописи будто напевал линии и высвистывал штрихи. А у Андерсена просто нет немузыкальных произведений. Русалочка лишается дивного голоса в надежде на любовь, соловей покоряет всех пением...
«Диким лебедям» и «Новому платью короля» посвящен следующий этаж. Лебеди из инсталляции Татьяны Баданиной летают здесь на фоне неба, поминутно меняющего цвет. Когда птицы застывают в полете, под музыку Ираиды Юсуповой за шитье на экране берутся портные короля. Анимационный фильм Александр Долгин скроил из ироничных рисунков Зверева. Их репринты расположились в стеклянных коробах по периметру комнаты. Но ударной нотой здесь становится как всегда обескураживающая скульптура Андрея Бартенева. Звоним художнику после вернисажа.
Андрей, вы сегодня нарасхват, в каких только проектах не участвуете. Почему согласились и на этот?
Андрей Бартенев: Не мог отказаться, так как давно дружу с арт-директором музея Полиной Лобачевской. Тем более я воспитывался на сказках Андерсена и пять лет назад делал выставку его рукописей в Королевской библиотеке Дании. Три месяца ушло на скульптуру «Нити обмана»: это царский портной в форме иглы плетет то самое платье голого короля, а по сути, из лжи вьет правду. Он начинает вращать в руках десятки катушек, когда за его спиной в мультфильме портные обманывают короля.
Фильм создали и для последнего зала, который вслед за событиями сказки «Соловей» переносит нас в Китай. Бесконечную анфиладу красного дворца императора прерывает только китайский сад. В нем заседает зловещий император, которого художник Катя Филиппова с ног до головы усыпала драгоценными камнями. Он сидит в позе лотоса, крутит в руках веер, наслаждаясь дивным пением соловья под музыку Стравинского. Птицу художник Рудольф Серажетдинов заточил в золотую клетку с ручкой, которую по принципу шарманки надо крутить, чтобы услышать пение пернатого. Зверевские рисунки, тонкие настолько, что напоминают каллиграфию, напечатаны по китайским традициям на ткани.
— Мы представили в одном пространстве три века: Андерсена, Зверева и современных художников,
— говорит директор музея Наталия Опалева. — Специально к новогодним праздникам создали сказочный проект с использованием современных технологий. Выставку уже посмотрели сотни детей, в том числе с синдромом Дауна. На всех большое впечатление оказывает погружение в волшебный мир.
Музыка, как медитация, расслабляет ребят и провоцирует на творчество: на мастер-классах они создают арт-объекты в духе Андерсена и Зверева.
Ссылки по теме:
День сказочника, 02.04.2015
Фестиваль Ганса Христиана Андерсена, 02.04.2015
Поезд для Русалочки, 08.09.2016
6 детских писателей, которые не любили детей, 04.09.2016
В ГЛМ открывается выставка книжных иллюстраций Анатолия Зверева, 01.04.2016