03.09.2019
Рецензии на книги

6 детективов этого года, которые можно застать на ММКЯ-2019

Наш обозреватель — кандидат философских наук и специалист по истории и теории детективного жанра — рассказывает, чего ждать от выставки любителям детективов

Купить-детективы-на-ММКВЯ
Купить-детективы-на-ММКВЯ

Текст: Петр Моисеев

Обложка взята с сайта издательства

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В этом году вышло не так уж много первоклассных детективов и еще меньше таких, о которых я бы еще не написал. И все же:

1. Сирил Хейр. «Чисто английское убийство. Трагедия по закону»

    Было бы глупо рекламировать Агату Кристи, а вот Сирил Хейр этого стоит. Уступая, может быть, королеве детектива, он на несколько голов выше большинства собратьев по жанру. О «Чисто английском убийстве» я как-то уже писал. Что же касается «Трагедии по закону», она практически не уступает «Убийству» (у Хейра вообще шедевров больше, чем просто хороших детективов). Не слишком удачливый в карьерном плане адвокат Фрэнсис Петтигрю становится свидетелем того, как некий судья получает совершенно дурацкие анонимки, которые ни один здравомыслящий человек всерьез не воспримет. Тем не менее за анонимками следует убийство. Как всегда, Хейр использует в этом романе свои знания английских законов, нам мало или вовсе не известных. Как всегда у Хейра, это почему-то совершенно не портит впечатлений от книги.

2. Ричард Фримен.  «Око Озириса. Красный отпечаток большого пальца»

Автор (точнее было бы Р. Остин Фримен, но это уже мелочи) известен у нас еще меньше, чем Хейр. Между тем он периодически (как в «Оке Озириса») демонстрировал искусство намекнуть на ложную разгадку так, что читатель начинает думать, будто он действительно разгадал замысел автора. И лишь когда дело доходит до подлинной разгадки, читатель испытывает еще более приятное чувство от того, что Фримен его таки перехитрил. Что же касается «Красного отпечатка», то это первый роман в сериале про доктора Торндайка; здесь вы можете сразу вычислить преступника, но вряд ли догадаетесь, как случилось так, что на месте преступления был найден отпечаток пальца невиновного человека.

 

3. Гастон Леру. «Преступление Рультабия. Рультабий у цыган»

Про этот томик я недавно уже писал. Нельзя согласиться с авторами издательской аннотации в том, что детективное мастерство Леру все росло. И тем не менее первый из двух романов в сборнике можно рекомендовать любителям жанра. «Преступление Рультабия», не будучи лучшим романом Леру, на порядок лучше знаменитого «Призрака Оперы».

 

 

 

4. Поль Альтер. «Невидимый круг»

Альтер часто грешит неестественностью сюжетных положений и ходов. Но если закрыть на это глаза, нельзя не признать его изобретательности. В данном случае он рассказывает историю некоего эксцентричного господина, пригласившего к себе гостей, каждому из которых он присвоил имя персонажа из романов о короле Артуре. Себя он скромно отождествил с самим Артуром, после чего был заколот в запертой комнате... мечом в камне. Точнее мелом, непонятно как из камня извлеченным. В общем, интересно.

 

 

5. Содзи Симада. «Дом кривых стен»

Подробно я выскажусь об этом романе в ближайшее время. Неоднозначная книга — но гораздо лучше первого романа Симады. Еще один случай, когда, даже угадав личность преступника, вы все равно мало что поймете до финала. Симада во многом уступает Эдогаве Рампо и Кэйго Хигасино. Но прогресс, достигнутый им в промежутке между первым и вторым романами, уже можно считать основанием для прочтения «Дома».

 

 

 

6.

, упомянутая в названии, играет в романе второстепенную роль (не по частоте появлений, а по значению для сюжета). Это история о трех сестрах, которые не стремятся в Москву, а живут там — хотя счастливее от этого не становятся: мужья их — не то Дикие, не то Тит Титычи Брусковы; только самодуры Островского сами мучили окружающих, а в детективе любой самодур — потенциальная (а чаще — реальная) жертва. Да вот только именно их главные жертвы (то бишь жены) в романе Чижа заинтересованы в том, чтобы самодуры прожили как можно дольше...