26.05.2020

Летнее чтение в эпоху пандемии. Ответы фантастов. Часть I

Что читать школьникам не про дела давно минувших дней, а про современность, становящуюся всё фантастичнее? Отвечают Эдуард Веркин, Роман Арбитман и Василий Владимирский   

О_-книгах-для-чтения-на-лето-фантастика
О_-книгах-для-чтения-на-лето-фантастика

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

У школьников закончился учебный год - самый необычный за много лет. Но есть и то, что неизменно. Мы, как обычно, составляем списки "летнего чтения" по трем возрастным категориям - начальные, средние и старшие классы. В этом году мы решили обратиться с этим вопросом к писателям, которых принято называть фантастами. Реальность обогнала фантастику - современного ребенка не заставишь читать Жюля Верна, потому что реальность фантастичнее. Это стало ясно не сегодня, но сегодня стало просто очевидно.

Но и сейчас есть книги, не уступающие "Из пушки на Луну" и "20 тысяч лье под водой" в занимательности, но превосходящие их в адекватности нашему дню. Каковы же они?

И еще один вопрос - как раз из разряда актуальных. Электронные книги (в том числе детские) и аудиокниги - это временная мера, или "точка невозврата" уже пройдена, как с перьевой ручкой? Да, от шариковой ручки почерк хуже, но перышком с нажимом писать уже никого не заставишь. А как обстоит дело с электронными и аудиокнигами?

  
Эдуард Веркин

1. Начальная школа:«Незнайка на Луне», Н. Носов

«Обыкновенная Мёмба», В. Мелентьев

«Экспедиция в преисподнюю», С. Ярославцев

Средняя школа: «Поселок», Кир Булычев

«Трудно быть богом», Аркадий и Борис Стругацкие

«Что-то страшное грядет», Р. Брэдбери

Старшие классы: «Мечтают ли андроиды об электроовцах», Ф. Дик

«Солярис», С. Лем

«Лунная радуга», С. Павлов

2. Аудиокниги, разумеется, отберут свой, не особо большой, кусок пирога. Это удобно для тех, у кого мало времени, ослабленное зрение, для тех, кто в дороге, кто хорошо воспринимает информацию на слух.

Электронные книги имеют меньше перспектив. Они, разумеется, сохранятся. И выберут объем справочной, технической и специальной литературы, станут бесценным подспорьем для студентов, учащихся, инженеров. Опять же, электронная книга - порой незаменимый инструмент чтения для людей с плохим зрением. Среднестатистический читатель будет обращаться к электронке, допустим, в путешествиях, чтобы перечитать свою любимую личную полку. Как предмет квалифицированного чтения для удовольствия сохранится и будет процветать бумажная книга. Читать электронную книгу с экранчика - все равно что просматривать на этом экранчике театральную постановку или новый фильм: наверное, можно, но зачем? Книга давно уже не носитель букв, а произведение искусства.

Василий Владимирский

1. Самым младшим — «Девочка, с которой ничего не случится» Кира Булычева

Следующим — «Коралина» Нила Геймана

Самым старшим — «Звездолёт с перебитым крылом» Эдуарда Веркина

2. Боюсь, без бумажной книги у книги электронной нет ни единого шанса. У той, которая именно книга - с редактурой, корректурой, версткой и так далее. Нерентабельно. Массовому читателю электронных текстов все это малоинтересно - как там у автора расставлены запятые, вылезают ли висячие строки, сколько раз в предложении повторяется слово «который». Зачем тратить деньги на то, что никому не нужно? У читателя электронки совсем другие приоритеты, другие запросы, достаточно посмотреть топ-10 любого сервиса самопубликаций. Вот они, эти площадки, конечно, расцветут - уже расцветают. Но это уже другая индустрия, похожая на книгоиздательскую только внешне. Если бумажная книга не поднимется, редакторам и корректорам самое время переучиваться на меркетологов и СММщиков. Здесь их услуги не нужны.

Роман Арбитман

1. Кир Булычев, «День рождения Алисы» - начиная с 7 лет

2. Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу», Александр Мирер «Дом скитальцев» - начиная с 10 лет.