Текст: Фёдор Косичкин, для "Года литературы"
Фото: кадр из фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы», 2015 г.
Если верить рейтингам продаж, в середине второго десятилетия XXI современная сказка - фэнтези - является главным жанром среднедетской и раннеподростковой литературы.
А если прибавить к ним еще и истории про вампиров и зомби (тоже, к счастью, персонажей не слишком реалистичных), то покажется, что юных и молодых читателей интересуют исключительно вымышленные миры и выдуманные страсти - тотальный эскапизм, которого не видывали и в годы самиздата и андеграунда!
А как же «школьные повести»? Как же трогательные любовные истории про «девчонку с соседнего двора»? Тем более что и школа, и двор стали глобальными - школьники и студенты всего мира одинаково одеваются, смотрят одинаковые телешоу, рубятся в одни и те же компьютерные игры и т. д.
Куда все это делось?
Со времен появления всемирного феномена «Гарри Поттера», то есть уже больше десяти лет, социологи, литературные критики и педагоги задним числом дают подробные объяснения такому феномену.
Фэнтези, говорят они, оперирует универсальными категориями добра и зла и эксплуатирует открытие архетипы. В реалистическом повествовании, особенно в школьной повести, даже самый отъявленный подлец и мерзавец всё равно вежлив и пользуется дезодорантом - иначе представить его себе в реальности современного школьника из развитой страны просто невозможно. В фэнтези же ведьма - это именно ведьма, с всклокоченными волосами и мерзким запахом, а рыцарь с блистающим мечом - это именно рыцарь с мечом. А талант автора в том и состоит, чтобы силой своего воображения оживить эти предлагаемые условные обстоятельства, заставить читателя в них поверить и их представить. Это, конечно, несколько сложнее, чем дать описать школьный двор и обычную жизнь, но насколько больше возможностей открывает!
А кроме того - что считать «обычной жизнью»? Когда Виктор Драгунский писал «Денискины рассказы», он мог быть уверен, что описываемые реалии - газированная вода с сиропом за три копейки, без сиропа за одну копейку, троллейбус «Букашка» на Большой Садовой и многое другое - не изменятся ни в ближайшем году, ни в ближайшем десятилетии. Сейчас же реалии детской книги меняются стремительнее, чем книга успевает пройти полный издательский цикл, от корректуры рукописи до развозки тиража по магазинам. Игра, которую с жаром обсуждают одноклассники, за год перестанет быть кому-то интересна. Социальная сеть или мессенджер, в котором все сидят, за год запросто уступит свои позиции другому, более «модному». Что уж говорить про гаджеты, которые сейчас специально создаются с таким расчетом, чтобы служить от Рождества до Рождества, то есть от распродажи до распродажи.
Понятно, что авторам романов фэнтези такие затруднения неведомы. Волшебные амулеты не стареют с появлением новой прошивки Android или новой модели айфона.
Но сводить бум фэнтези к столь прагматичным соображениям всё-таки было бы слишком однобоко.
Книги про драконов, принцесс, магические манускрипты и заклинания становятся все популярнее не потому, что уводят от реальности, а потому, что приближают к ней.
Ведь сама реальность стала совсем другой, чем была она во времена расцвета НТР. Немногим более полувека назад искаженный помехами радиосигнал, переданный дорогостоящим прибором с околоземной орбиты, воспринимался как триумф научного прогресса (и об этом уместно вспомнить сегодня - в День космонавтики). Сегодня мы раздражаемся, если легкий и относительно недорогой бытовой приборчик не обеспечивает нам чистую мгновенную видеосвязь с другим концом земного шара.
Это даже неловко называть «чудесами техники» - это ведь просто чудеса. О которых и пишут фэнтези. Для человека, родившегося уже в XXI веке, нет принципиальной разницы между волшебной палочкой и реагирующим на движения смартфоном, «свет-мой-зеркальцем» и айпадом. А ведь в обозримом будущем нас ждут чудеса (!) биотехнологий, которые вполне встанут вровень с живой водой. Только что новостные ленты принесли известие, что израильские ученые справились с проклятьем цивилизованных стран - победили болезнь Альцгеймера. И это только начало.
Когда я впервые взял в руки первый айфон, моей мыслью было - «это вещичка из мира Звёздных войн!» Проанализировав свою спонтанную реакцию, я решил, что первое впечатление не случайно: конечно, инженеры и дизайнеры компании Apple выросли на знаменитой трилогии Лукаса - и невольно перенесли ее эстетику в свои разработки. (Поэтому-то Лукаса и называют «визионером».)
Поэтому фэнтези стоит читать. Эти книги описывают мир, в котором предстоит жить нам и нашим детям.
Ссылки по теме:
Мутангелы нового уровня, 04.03.2016
Мария Семёнова признаётся в любви к языку, 31.08.2015
Новое сердце для человечества, 16.07.2015
Рыцарь, кот, балерина и фантазия, 15.05.2015