Текст: Петр Моисеев*
Фото: ru.wikipedia.org. Обложка взята с сайта издательства
Татьяна Поляченко (настоящее имя Дашковой) дебютировала как поэт. И автором детективов стала лишь во второй половине девяностых. А девяностые, помимо всего прочего, — это период, когда: а) формировались отечественные издательства-гиганты и б) формировалась новая (послесоветская) «обойма популярных авторов». Успешная раскрутка Марининой, судя по всему, навела сотрудников «Эксмо» на мысль сделать «женский криминальный роман» отдельным брендом. И в течение второй половины 90-х с разной степенью успешности рекламируются романы Дашковой, Поляковой, Малышевой и, наконец, Донцовой. Что примечательно, работают они все в разных жанрах, что наводит на мысль о сознательной маркетинговой стратегии: Маринина пишет полицейские романы, Донцова — дамские и т. д. Охвачены разные жанры — следовательно, и разные сегменты читательской аудитории.
В том, что к успеху пришли именно эти авторы, был, конечно, элемент случайности: многие другие, ничуть не менее (а иногда и более) талантливые писательницы (как Булгакова или Ролле) не попали в поле зрения «гигантов» и продвигались гораздо меньше.
Что же касается Дашковой, в ее романах читатель нашел то, что в конце 90-х — начале 2000-х считалось (а многими и до сих пор считается) обязательными приметами триллера: маньяков, киллеров, террористов, продажных чиновников, гипнотизеров, уголовников и тому подобное. Конечно, из таких ингредиентов трудновато сварить действительно оригинальный и высококлассный триллер. Однако стоит вспомнить и откровенно скучные советские милицейские романы (не все, но значительную их часть), и поражавшие лишь обилием «клюквенного сока» книги Бабкина и Шитова, чтобы понять, какое впечатление должны были производить первые романы Дашковой: в них, что ни говори, действительно была остросюжетная история, занимательно изложенная.
Поражало другое: в центре ее книг находился, как и полагается, некий положительный персонаж.
Однако создается впечатление, что вся сила авторского сочувствия направлена не на этого персонажа и не на жертв преступников… а на тех самых киллеров, маньяков и террористов.
Скажем, в «Легких шагах безумия» налицо серийный насильник и убийца, которому помогает его жена. Преступный путь негодяя Вениамина Волкова описан во всех его неприятных подробностях. Но к концу маньяка настигает просветление, и он… думаете, раскаивается? идет сдаваться? Отнюдь: «Не было ничего, кроме той единственной, живой и понятной любви, пусть даже безответной. Теперь она вернется к нему. Уже вернулась. ... Он здоров. Он никого не убивал». И все: раскаялся — и мысленно отменил все свои преступления. А злодейку-гипнотизершу в том же романе (на которую у Дашковой жалости все же не хватило) убивает киллер Вася Слепак. Которого за несколько лет до этого главная героиня-журналистка пожалела на зоне. Правда, надо думать, если он киллер, то чужой крови у него на руках много, а будет еще больше, потому что профессию менять он не собирается... но какая разница, если героиня пожалела его, а он ее? А чужая кровь?… Всегда ведь можно сказать себе: «Я никого не убивал», - и дело с концом. И такую странную этическую позицию Дашкова занимает не только в этом романе.
Будут ли помнить Дашкову через сто лет? Вопрос сложный.
Акунина (в лучших его проявлениях) — безусловно да. Шилову и Донцову — безусловно нет (историки литературы не в счет). Дашкова находится где-то посередине между этими двумя полюсами: она, безусловно, достаточно талантлива, чтобы быть занимательной; она не отталкивает образованного читателя безграмотностью, как та же Шилова. С другой стороны, она не составила (и не могла составить) эпоху в русской развлекательной литературе, хотя место главного русского «триллериста» (условно говоря, русского Вулрича), на мой взгляд, до сих пор свободно. И все же роль Дашковой в нашей беллетристике скорее положительная: хотя поначалу ее, как и Маринину, печатали в серии «Черная кошка», она (как и Маринина) помогла оттеснить на задний план и «Черную кошку», и Доценко, и Бабкина, и прочее махалово и мочилово. Как говорил персонаж Григория Горина, «что-то героическое в этом есть…»
ОТ РЕДАКЦИИ:Последний на настоящий момент роман Полины Дашковой «Горлов тупик» показывает, что писательница стремится выйти за границы жанра. Что ж, нынешний юбилей - пора зрелости прозаика. Полине Дашковой больше не нужно ничего никому доказывать - и можно просто писать.
* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра