САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Вторая попытка Акунина

В свое время Акунин уже пытался написать роман о Японии. Почти 17 лет спустя он сделал вторую попытку

Борис-Акунин-просто-Маса
Борис-Акунин-просто-Маса
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев *

Фото: обложка взята с сайта издательства

Когда в 2003-м вышла «Алмазная колесница», ее второй, японский, том стал сильнейшим разочарованием. От профессионального япониста ждешь чего угодно, но только не набора штампов (Япония = гейши + ниндзя). От автора «Азазеля» и «Левиафана» ждешь захватывающего приключенческого или детективного романа с проницательным героем-сыщиком, но не такой вымученной истории, где Фандорин ведет себя глупее, чем в любом из предыдущих романов.

Вторая попытка оказалась гораздо удачнее. Не зря и сам Акунин за несколько месяцев до выхода «Просто Масы» сказал, что


новая книга, в первую очередь, признание в любви к Японии.


Здесь нам уже не тычут в глаза экзотикой, зато сразу же возникает чувство, что автор действительно знает предмет, любит предмет и умеет о нем рассказывать живо и ненавязчиво-популяризаторски.

Начинается книга с длинного пролога, в котором рассказывается история отца Масы — как выясняется, «благородного вора». История пленяет больше умело поданным японским материалом, чем сюжетом, ибо сюжет там вполне предсказуем для тех, кто прочел хотя бы две-три книжки Акунина. Особенно предсказуема развязка, а уж сцены, непосредственно ей предшествующие (герои строят планы на будущее), и вовсе персональное клише автора. После пролога мы возвращаемся к Масе почти что в тот самый момент, когда оставили его в «Не прощаюсь». Верный оруженосец Фандорина возвращается в Японию с мыслью открыть там свое детективное агентство. Первая часть книги — его первое дело с крайне немудреным сюжетом (Маса возвращает матери похищенную дочь). Здесь неожиданных поворотов сюжета и вовсе нет, но поскольку центр тяжести, опять же, лежит не в сюжете и поскольку Акунин не пытается любой ценой выдумать что-нибудь эдакое (как в «Черном городе» или том же втором томе «Колесницы»), то и эта история слушается с интересом.

Ну а вторая и третья части, а также «Финал» (по сути дела, это не эпилог, а четвертая часть) составляют основное повествование, построенное на сочетании обманутых ожиданий, подлинно неожиданных и мнимо неожиданных сюжетных ходов. Обманутые ожидания (по крайней мере, мои) связаны с тем, что Маса после многолетнего пребывания рядом с Фандориным решил, что он тоже сыщик, и открыл детективное агентство. И вторая часть начинается с расследования интригующего дела: из тщательно охраняемого помещения украдена буддийская реликвия. Следов взлома нет, сигнализация не сработала, свет и тот не включался. Но тех, кто настроится на детективный лад, постигнет большое разочарование. Сыщик из Масы оказался примерно такой же, как из Фандорина в поздних романах цикла, - то есть не очень хороший. Даже ошибки он совершает примерно те же (отсюда мнимо неожиданные сюжетные ходы, которые на самом деле у Акунина уже встречались, - например, промежуточная развязка второй части или последний сюжетный поворот «Финала»). Но, несмотря на отдельные повторы, авантюрная интрига, которая завязалась во второй части, совсем недурна — настоящих неожиданностей в ней тоже хватает; в какой-то момент кажется, что все запуталось дальше некуда, но это ошибочное впечатление. Кроме того, Акунин внезапно увязывает в одно целое приключения Масы и события пролога, так что мы уже перестаем задавать вопрос: а зачем этот пролог вообще был? Впрочем, некоторая фрагментарность в «Просто Масе» все же остается — задумывалась-то книга, видимо, как сборник новелл о Масе-сыщике, а получилось что-то среднее между сборником повестей (в одной из них, кстати, действует и Фандорин) и романом.


Определенно Акунин переживает подъем. До уровня «Трезориума» или ранних произведений писателя «Просто Маса» не поднялся, однако же определенно слушать его интереснее, чем «Весь мир театр» и «Планету Вода».


Однако необходимость слушать и невозможность (пока что) прочитать создает определенные неудобства. Несмотря на то, что читает «Масу» Александр Клюквин (который был бы просто великолепен, если бы не его попытки читать за женских персонажей «женским» голосом), а сам Акунин позаботился о разного рода звуковых вставках, создающих эффект присутствия (если герои, скажем, поют, вы услышите пение, а если слушают граммофон — услышите граммофон), ясное дело, не так легко вернуться назад по тексту, понять написание тех или иных слов, регулировать скорость продвижения по книге… Да в конце концов — некоторые читатели (и я в их числе) предпочитают быть именно читателями.


Аудиокнига (особенно если она создана талантливо, как «Просто Маса») - это уже интерпретация,


с которой если и будешь знакомиться, то уже когда составишь собственное впечатление о произведении. Судя по всему, новейшая тенденция выпускать аудиокниги раньше печатных и электронных вызвана тем-самым-фактором-который-уже-не-хочется-лишний-раз-упоминать; хочется верить, что она представляет собой временное явление.

* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра