10.12.2020
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

(Не)хорошо, что перенесли: плюсы и минусы переноса декабрьского сочинения

Второго декабря одиннадцатиклассники всей страны должны были сдавать свой первый взрослый экзамен — итоговое входное сочинение

Итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче единого госэкзамена, состоится 5 апреля 2021 года. Резервные даты назначены на 21 апреля и 5 мая / news.ru
Итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче единого госэкзамена, состоится 5 апреля 2021 года. Резервные даты назначены на 21 апреля и 5 мая / news.ru

Текст: Иван Родионов

Именно оно открывает учащемуся допуск к остальным экзаменам. А ещё у него есть важная особенность: оно не такое дидактично-выверенное, как сочинение-рассуждение по русскому языку, и ученики могли проверить на нём свои способности к нестандартному мышлению, умению анализировать и творчеству.

Могли.

В привычный ход вещей вмешался бич 2020 года - коронавирус. Седьмое по счёту (начиная с 2014 года) итоговое сочинение перенесено на весну, причём состоится оно не раньше пятого апреля 2021 года, а его точные сроки пока не определены – так решил Рособрнадзор. К счастью, речи о возможном дистанционном проведении этого экзамена не идёт - в отличие от устного собеседования для девятиклассников, в отношении которого такая возможность официально допускается.

Конечно, любой образовательный форс-мажор зачастую воспринимается исключительно негативно. Но как и при любом новом и внезапном обстоятельстве, в переносе декабрьского сочинения можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. В конце концов, когда пару лет назад меняли сочинение по русскому языку, значительно его упрощая (убрали два примера-аргумента из художественной литературы, добавив во многом формальную "смысловую связь" между примерами из текста), ряд учеников и даже учителей всё равно нервничали: мы готовились, а нам тут что-то другое подбрасывают... А в итоге стало только легче.

Попробуем найти плюсы и минусы переноса, начав с последних.

1. Сбивается отлаженная система подготовки. Здесь всё понятно: учителя составляли планы, как готовиться к сочинению, и тут всё летит в тартарары. Готовились и ученики: писали пробники, читали подходящие под темы (в этот раз довольно своеобразные) книги, настраивались. И тут такое. Удастся ли педагогам заново и без потери качества подготовить детей к сочинению весной, а одиннадцатиклассникам - восстановить полученные осенью навыки и знания - большой вопрос.

2. Начало декабря - самое удачное время для подобного экзамена. Как говорится, отстрелялись - и всё. Остаток декабря можно проводить в щадящем режиме, чтобы после Нового года плотно взяться за подготовку к ЕГЭ, ни на что постороннее не отвлекаясь. Сейчас же вышло так, что стало непонятно, за что хвататься.

3. К тому же в связи с переносом итогового сочинения значительно вырастает нагрузка на учащихся. Апрель и май (и часть июня) становятся для учеников невероятно насыщенными месяцами: за два с небольшим месяца им предстоит сдать 4-5 экзаменов, а там ещё и выпускной, и поступление в вузы! Уплотняется и подготовка к экзаменам: уже проведённых занятий по итоговому сочинению будет недостаточно, необходимо будет по меньшей мере освежать их в памяти, проводить новые пробники. При доковидной реальности падающая на плечи одиннадцатиклассников нагрузка была разумно распределена.

Как ни странно, можно поискать и аргументы за то, что перенос итогового сочинения может сработать и в плюс.

1. Во-первых, увеличивается время на подготовку к этому самому сочинению. Каждый год небольшой процент учащихся заваливает свою первую попытку написать его, и ребятам приходилось пересдавать сочинение как раз весной. Теперь же времени, чтобы разобраться с этим экзаменом, становится предостаточно. Помимо этого, одиннадцатиклассники банально успеют больше прочесть. Как известно, лучше всего запоминается последнее. К началу декабря на уроках литературы обычно проходят Серебряный век. Блистательная русская лирика начала двадцатого века – это, конечно, прекрасно. Только использовать её в итоговом сочинении очень сложно. К апрелю же ученики успеют познакомиться и с "Мастером и Маргаритой" Михаила Булгакова, и с "Тихим Доном" Михаила Шолохова, и с "Доктором Живаго" Бориса Пастернака; наконец, с большим и важным пластом литературы о Великой Отечественной войне, что на экзамене очень и очень пригодится.

2. Одиннадцатый класс - время напряжённое. Столько всего вмещается в один учебный год! Сложно не перегореть, не выдохнуться. Думается, свободное от экзаменов первое полугодие в этом плане может даже помочь - за его время можно набраться сил, которые обязательно понадобятся во втором, ударном полугодии.

3. Даёшь тотальную мобилизацию! Мобилизацию умственных и моральных сил. В каком-то смысле проводить "ударную пятилетку" даже проще, чем равномерно распределить силы на больший срок. В последнем случае существует соблазн что-то отложить на потом, возможность где-то перегореть, а в чём-то распылиться - тогда как максимальная концентрация сил на небольшом промежутке времени может позволить ученику выложиться на максимум. Отступать некуда, впереди вуз.

Впрочем, всё вышесказанное имеет смысл лишь в пограничных, шатких случаях. Уверенному в себе и хорошо подготовившемуся к итоговому сочинению одиннадцатикласснику не принципиально, когда этот экзамен состоится - он справится с этим испытанием в любом случае. К тому же в нём в подавляющем большинстве случаев нет влияющей на поступление системы оценивания. Главное - получить зачёт.

Наконец, каким бы важным событием это ни казалось, по итогу это просто сочинение - через год первокурсник может и не вспомнить тему, по которой он его писал. И это нормально. Ещё бы: целая жизнь впереди!