САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение: с белого листа

Многие ученики не добираются до высшего балла не потому, что плохо готовились, а потому, что запаниковали на экзамене. Что и в какой последовательности следует делать, оказавшись в аудитории?

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Текст: Ольга Разумихина

Боязнь белого листа — проблема, с которой сталкивается, пожалуй, каждый писатель или художник. Помните, как в фильме «Бартон Финк» несчастный сценарист, уже заключив договор на внушительную сумму, целыми днями просиживает за письменной машинкой, но не может выдавить из себя и пары строк? Или герой общепризнанного киношедевра Феллини "8 ½", который два часа на наших глазах пытается приступить к съемкам нового фильма.

Перед одиннадцатиклассником не стои́т задачи создать шедевр, но, оказавшись один на один с листом бумаги, ученик также часто впадает в панику. Так что сегодня мы разберём один из возможных алгоритмов действий в аудитории — и совместно «напишем» сочинение, да так, чтобы уложиться в 3 часа 55 минут (именно столько времени даётся на декабрьскую работу).

Пункт 1. Читаем темы и выбираем наиболее интересную

Время выполнения: 10 минут

Умельцы из Министерства образования каждый раз придумывают для итогового сочинения пять тематических направлений. Направления-2020 звучат так:

  • «Забвению не подлежит»;
  • «Я и другие»;
  • «Время перемен»;
  • «Разговор с собой»;
  • «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Каждому направлению соответствует одна тема, то есть на экзамене вам дадут ПЯТЬ тем на выбор.

Все темы итогового сочинения примерно одинаковы по сложности, так что брать можно любую. И уж тем более не стоит переживать, что вы выберете «неправильную» тему и эксперты занизят вам оценку. Такие ситуации исключены: заведомо проигрышных вариантов на декабрьском сочинении не существует.

Теперь представим, каким может быть набор тем. Ну, например таким:

  • Почему людям так важно хранить добрую память о родных и друзьях?
  • Как следует выбирать друзей?
  • Технический прогресс меняет нашу жизнь в лучшую или худшую сторону?
  • Почему многие люди опасаются оставаться наедине с собой?
  • Из-за чего представителям разных поколений не удаётся найти взаимопонимание?

Выбору темы стоит уделить не менее пяти минут. Важно не просто «ухватиться» за первый попавшийся вариант, а вспомнить, какие произведения вы помните лучше всего (ведь в «теле» сочинения следует упомянуть два рассказа, повести или романа) — и к какой теме они лучше всего подходят.

Допустим, вы не самый прилежный ученик и школьную программу читаете постольку-поскольку, но увлекаетесь зарубежной фантастикой. И — вот совпадение! — на уроках литературы вы только что прошли «Собачье сердце» М. А. Булгакова, а для души прочитали «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза. Значит, выбор очевиден: берём третью тему — про технический прогресс.

Пункт 2. Набрасываем введение

Время выполнения: 30 минут

Выбрав тему, берём черновик и приступаем к написанию первого абзаца — введения, которое можно составить из трёх частей:

  • «больной» вопрос;
  • комментарий к «больному» вопросу;
  • основная мысль (тезис).

«Больной» вопрос — это и есть тот вопрос, который заявлен в теме; его можно переписать дословно — или немного перефразировать. Так что пишем: «К лучшему или к худшему приводит развитие техники?»

Комментарий к «больному» вопросу — это всё, что вы считаете нужным уточнить, прежде чем приступать к основной части. Вы можете указать на актуальность и важность этого вопроса, или прояснить значение некоторых слов, или указать, в каком направлении вы поведёте рассуждение, — или всё вместе.

Например: «Этот вопрос был актуален, пожалуй, всегда, но особенно важно ответить на него в XXI веке — веке, когда почти у каждого человека есть компьютер, планшет или смартфон. Но техника — это не только гаджеты, благодаря которым можно общаться с близкими и читать новости. В наше время, с одной стороны, появилось инновационное медицинское оборудование, которое может спасти человека, ещё полвека назад неизбежно умершего бы от не выявленного вовремя заболевания, — и, с другой стороны, мощнейшее оружие, способное привести едва ли не к гибели всего живого».

Основная мысль, или тезис, — это, собственно, мысль, которую вы будете доказывать в следующих абзацах. Довольно часто в удачных сочинениях тезис имеет форму морали, то есть призывает читателя к чему-либо. Поэтому пишем: «Мы должны помнить, что техника может быть опасна, и прилагать все усилия, чтобы из-за неё никто не пострадал».

Дописав первый абзац, перечитываем его:

К лучшему или к худшему приводит развитие техники? Этот вопрос был актуален, пожалуй, всегда, но особенно важно ответить на него в XXI веке — веке, когда почти у каждого человека есть компьютер, планшет или смартфон. Но техника — это не только гаджеты, благодаря которым можно общаться с близкими и читать новости. В наше время, с одной стороны, появилось инновационное медицинское оборудование, которое может спасти человека, ещё полвека назад неизбежно умершего бы от вовремя не выявленного заболевания, — и, с другой стороны, мощнейшее оружие, способное привести к едва ли не к гибели всего живого. Мы должны помнить, что техника может быть опасна, и прилагать все усилия, чтобы из-за неё никто не пострадал.

Вроде бы неплохо! Переходим к следующему пункту.

Пункт 3. Набрасываем первый абзац основной части

Время выполнения: 45 минут

Не то чтобы железное правило, скорее — настоятельный совет: основная часть декабрьского сочинения должна состоять из двух абзацев, причём каждый следует посвятить одному произведению-аргументу.

Итак, что вы там читали перед экзаменом? «Собачье сердце»? Великолепно! Пишем имя автора (с инициалами) и название произведения, кратко пересказываем ряд ключевых эпизодов, а затем уточняем, как это произведение относится к вашей основной мысли.

Например: Среди российских классиков ХХ века, которых волновала проблема технического прогресса, следует выделить М. А. Булгакова — автора повести «Собачье сердце». Один из ключевых героев этого произведения — профессор Филипп Филиппович Преображенский — решает провести эксперимент: он пересаживает бродячему псу человеческий гипофиз. В итоге пёс превращается в мужчину, который сам выбирает себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Однако «усовершенствованный» пёс не становится ни лучше, ни счастливее. Он только и делает, что грубит и хулиганит; он не стремится к светлому, доброму и вечному, его не привлекают любовь, дружба, какие-либо идеалы. В конце концов профессор Преображенский снова превращает Шарикова в собаку. На примере двух главных героев повести М. А. Булгаков показывает, что вмешательство в естественный ход вещей редко оборачивается чем-либо хорошим. Никому не следует ставить себя на место Бога и пытаться изменить саму природу.

Пункт 4. Набрасываем второй абзац основной части

Время выполнения: 45 минут

Разобравшись с первым аргументом из художественной литературы, добавляем ещё один — по той же схеме: автор, название, пересказ, взаимосвязь с тезисом.

Вариант: Также размышления о техническом прогрессе нашли отражение в романе американского писателя Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Главный герой этого произведения — 32-летний Чарли Гордон, умственно отсталый чернорабочий в хлебопекарне. Благодаря открытиям в области медицины Чарли получил возможность стать «таким, как все». После хирургического вмешательства молодой человек научился грамотно писать, заинтересовался науками и искусствами. Впоследствии его интеллект развился настолько, что Гордон стал более видным учёным, чем доктора Штраусс и Немюр, изменившие его жизнь. Однако это не принесло Чарли счастья, так как он понял: вслед за стремительным развитием умственных способностей наступает их угасание. Увы, в финале романа главный герой потерял всё, к чему успел привязаться. Авторская позиция в романе «Цветы для Элджернона» во многом сходна с позицией М. А. Булгакова, автора повести «Собачье сердце»: цена, которую приходится платить за тот или иной научный эксперимент, зачастую слишком высока.

Пункт 5. Набрасываем заключение

Время выполнения: 15 минут

Заключение — это краткий пересказ всего написанного выше + повтор основной мысли.

В последнем абзаце можно перечислить названия произведений-иллюстраций, но самое главное — «вывести» ту же самую мораль, с которой всё начиналось.

Например, так: Итак, технический прогресс подарил человечеству немало возможностей: благодаря современному оборудованию нам стало проще лечить тяжёлые болезни, учиться, общаться с близкими. Однако мы должны помнить, что развитие технологий всегда подразумевает огромные риски. Такие писатели, как М. А. Булгаков («Собачье сердце») и Дэниэл Киз («Цветы для Элджернона»), доказали это на примере героев, ставших невинными жертвами в руках учёных. Поэтому в погоне за инновациями люди должны быть особенно внимательными и осторожными.

Пункт 6. Отдыхаем

Время выполнения: 5 минут

Набросав черновую версию работы, стоит дать себе небольшую передышку. Конечно, погулять по коридору (да и просто встать из-за парты) вам никто не позволит, — но можно съесть шоколадку и выпить воду, которые вы, надеемся, взяли на экзамен.

Если вы до сих пор сомневаетесь, можно ли всё это брать с собой, процитируем официальный сайт ФИПИ: «Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов, ограничений на наличие питьевой воды и шоколада на экзамене не установлено».

Пункт 7. Редактируем черновик

Время выполнения: 40 минут

Подкрепились? Пора вернуться к подвигам и отредактировать сочинение. Вот топ-5 ошибок, которые допускают ученики любого уровня подготовки:

  • отсутствие микровывода после обоих абзацев в основной части (да-да, в той или иной форме тезис нужно повторять в конце каждого абзаца);
  • избыточный пересказ (не стоит посвящать анализу произведения-аргумента более 7-8 предложений);
  • неоправданные повторы (запомните, что в пределах одного предложения однокоренные слова встречаться не должны);
  • плеоназмы (то есть лишние уточнения типа «он поднял свою руку»: и так понятно, что свою, а не чужую);
  • отсутствие запятых при обращениях, сравнениях, деепричастных оборотах и проч.

Переписывать текст на ещё один черновик не надо (иначе может не хватить времени): просто зачёркивайте те обороты, которые вам не понравились. Не бойтесь грязи, оценивать черновик никто не будет.

Чтобы качественно отредактировать текст, достаточно перечитать его два-три раза.

Пункт 8. Выбираем эпиграф

Время выполнения: 5 минут

Пункт необязательный, но желательный: попробуйте вспомнить какой-нибудь афоризм, который лишний раз подчеркнёт направление вашей мысли. Этот афоризм может стать отличным эпиграфом, то есть фразой, написанной перед сочинением ближе к правому краю листа.

К нашей нынешней теме подходит, например, следующее утверждение французского философа Габриэля Оноре Марселя: «Техника приходит на помощь любому желанию и любому страху».

Пункт 8. Переписываем сочинение набело

Время выполнения: 20 минут

Когда черновик проверен, самое время переписать его на тот лист, который вы и сдадите комиссии. Оформите работу и — чем чёрт не шутит — перечитайте её ещё раз: вдруг закралась обидная описка?

Пункт 9. Сдаём работу и радуемся жизни

Алгоритм, приведённый выше, позволяет написать работу за 215 минут.

Экзамен же, повторимся, идёт 3 часа 55 минут, то есть 235 минут.

Поздравляю! Вы только что написали отличную работу и сэкономили 20 минут (и правильно сделали: чем дольше вы работаете, тем сложнее сконцентрироваться).

Сдайте сочинение. Выйдите из школы. Сходите в ближайшую кафешку и купите пирожок: вы это заслужили!

А вот полный текст сочинения, которое мы «написали» вместе:

Технический прогресс меняет нашу жизнь в лучшую или худшую сторону?

  • Техника приходит на помощь любому желанию и любому страху.
  • Габриэль Оноре Марсель

К лучшему или к худшему приводит развитие техники? Этот вопрос был актуален, пожалуй, всегда, но особенно важно ответить на него в XXI веке — веке, когда почти у каждого человека есть компьютер, планшет или смартфон. Но техника — это не только гаджеты, благодаря которым можно общаться с близкими и читать новости. В наше время, с одной стороны, появилось инновационное медицинское оборудование, которое может спасти человека, ещё полвека назад неизбежно умершего бы от не выявленного вовремя заболевания, — и, с другой стороны, мощнейшее оружие, способное привести едва ли не к гибели всего живого. Мы должны помнить, что техника может быть опасна, и прилагать все усилия, чтобы из-за неё никто не пострадал.

Среди российских классиков ХХ века, которых волновала проблема технического прогресса, следует выделить М. А. Булгакова — автора повести «Собачье сердце». Один из ключевых героев этого произведения — профессор Филипп Филиппович Преображенский — решает провести эксперимент: он пересаживает бродячему псу человеческий гипофиз. В итоге пёс превращается в мужчину, который сам выбирает себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Однако «усовершенствованный» пёс не становится ни лучше, ни счастливее. Он только и делает, что грубит и хулиганит; он не стремится к светлому, доброму и вечному, его не привлекают любовь, дружба, какие-либо идеалы. В конце концов профессор Преображенский снова превращает Шарикова в собаку. На примере двух главных героев повести М. А. Булгаков показывает, что вмешательство в естественный ход вещей редко оборачивается чем-либо хорошим. Никому не следует ставить себя на место бога и пытаться изменить саму природу.

Также размышления о техническом прогрессе нашли отражение в романе американского писателя Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Главный герой этого произведения — 32-летний Чарли Гордон, умственно отсталый чернорабочий в хлебопекарне. Благодаря открытиям в области медицины Чарли получил возможность стать «таким, как все». После хирургического вмешательства молодой человек научился грамотно писать, заинтересовался науками и искусствами. Впоследствии его интеллект развился настолько, что Гордон стал более видным учёным, чем доктора Штраусс и Немюр, изменившие его жизнь. Однако это не принесло Чарли счастья, так как он понял: вслед за стремительным развитием умственных способностей наступает их угасание. Увы, в финале романа главный герой потерял всё, к чему успел привязаться. Авторская позиция в романе «Цветы для Элджернона» во многом сходна с позицией М. А. Булгакова, автора повести «Собачье сердце»: цена, которую приходится платить за тот или иной научный эксперимент, зачастую слишком высока.

Итак, технический прогресс подарил человечеству немало возможностей: благодаря современному оборудованию нам стало проще лечить тяжёлые болезни, учиться, общаться с близкими. Однако мы должны помнить, что развитие технологий всегда подразумевает огромные риски. Такие писатели, как М. А. Булгаков («Собачье сердце») и Дэниэл Киз («Цветы для Элджернона»), доказали это на примере героев, ставших невинными жертвами в руках учёных. Поэтому в погоне за инновациями люди должны быть особенно внимательными и осторожными.

(448 слов; рекомендованное количество — не менее 350)