Текст: ГодЛитературы.РФ
Аллен Гинзберг - ключевая фигура американской контркультуры 60–70-х, поэт, наряду с Берроузом и Керуаком приложивший руку к зарождению бит-поколения. Больше прочих известна его поэма «Вопль», написанная под воздействием непечатного количества психотропных веществ и вместе с «Голым завтраком» (Берроуз) и «В дороге» (Керуак) ставшая знаменем битнической литературы. Это теперь день публикации «Вопля» считается исследователями днём рождения новой американской поэзии - свободной, экспрессивной, сексуально откровенной; тогда же, в 1956 году, весь первый тираж поэмы (вместе с ее издателем) был арестован полицией, а сам текст обвинен в непристойности.
Куда меньше известен поздний Гинзберг, новые переводы которого, выполненные Андреем Щетниковым, мы и предлагаем вам почитать в эти новогодние дни. О переводческой работе Андрея мы уже рассказывали, когда писали про обновленную «В дороге» Керуака: «...среди переведенной Андреем прозы был, например, Борхес, а поэзию он не только активно переводит, но и пишет самостоятельно — а потому выглядит действительно подходящим ретранслятором для витальной и хаотичной прозы Керуака»; слова "проза", поэзия", "Керуак" и "Гинзберг" в приведенной цитате вполне взаимозаменяемые.
Кстати, перевод «Подземных» всё того же Керуака, выполненный Щетниковым, скоро должен выйти в издательстве «Чтиво» - следите, как говорится, за обновлениями.
Аллен Гинзберг. Стихотворения.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
- В 66 учусь заботиться о своём теле
- проснуться с улыбкой в 8 утра, сделать запись в дневнике
- встать нагим в постели оставив у стены нагого спящего мальчика
- Проверить сахар в крови, тщательно вычистить зубы щёткой,
- зубочисткой, нитью, прополоскать
- смазать ноги, одеть белую рубашку белые брюки белые носки
- посидеть в одиночестве у раковины
- перед тем, как причесаться, счастлив оттого
- что всё ещё не труп.
- 13 сентября 1992, 9:50 утра
ГОРОД СИТИ ЛАЙТС
- На углу Виа Ферлингетти & аллеи Керуака юные герои и муза меланхолии в 2025 году н. э.
- Музыканты размышляют, идут по улице Боба Кауфмана и практикуют фьючер-джаз на площади Рексрота
- Спиритуальные романисты застывают в восторженном созерцании под уличным знаком на площади Сарояна прежде чем войти в переулок Арама
- Дымка любящих глаз сверкает в водах залива если смотреть с площади Макклура у входа на Рынок
- Старый Рынок равно как и бульвар Роберта Дункана изобилует теософскими магазинами & универмагами Герметического Департамента
- А вот пересечения с бульваром Дункана: первая улица Ди Примы вторая Генри Миллера третья Корсо четвёртая Джефферса а по пятой улице Джона Вейнерса можно выйти к посадочному терминалу Грейхаунда окружённому Книжными галереями Издательскими рядами и Мастерскими художников
- Туристы в автобусах дышат чистым туманным воздухом на Пиках Харольда Норса & Хиршмана это золотое старьё
- Имя Кена Кизи прославило Тихоокеанскую набережную, с которой вы поднимаетесь вверх мимо Мемориального стадиона Брата Эверсона
- Мост Уэйлена служит объектом для медитации на всём пути в Окленд
- Мост Снайдера соединяет Восточно-Западные Ворота между С.Ф. и Марин
- Толпы путешественников заходят в вокзал Нила Кэссиди на Корсо
- Таблички улицы Чеслава Милоша ярко сияют на Ван Несс
- Поэту Джеку Микелину достался Мясной рынок, Башня Филиппа Ламантиа венчает Телеграфный холм, на который сюрреалистические туристы со всего мира поднимаются, чтобы насладится окрестными видами —
- А я получил Алькатрас (чтобы вернуться к коренным американцам вместе с Островом Сокровищ)
- 21 апреля 1994
О ЧЁМ ЭТО?
- Дилан — об Индивидууме против всего творения
- Бетховен — о кулаке одного человека в грозовых тучах
- Папа — об абортах & духах мёртвых
- Телевидение — о людях сидящих в своих комнатах и разглядывающих свои вещи
- Америка — о том как быть большой Страной полной Ковбоев Индейцев Евреев Негров & Американцев Азиатов Чиканос фабрик небоскрёбов Ниагарских водопадов Сталелитейных заводов радиоприёмников бездомных и Консерваторов не забудь
- Россия — о Царях Сталине Поэзии Тайной Полиции Коммунизме босиком в снегу
- Но это не настоящая Россия это концепт
- Концепт — это о том как смотреть на землю с луны даже не побывав там. Луна о любви & оборотнях, а ещё об Эдгаре По.
- Эдгар По — о том как смотреть на луну с солнца или с кладбища
- Всё — о чём-то если вы утончённый кинопродюсер имеющий дело с магглами
- Мир — о перенаселении, Имперских захватах, Биоциде, Геноциде, братоубийственных войнах, Голоде, Холокосте, массовом беззаконии & убийствах, о высоких технологиях, Супернауке, атомном Ядре, Нейтроне, Водороде, Дейтерии, Радиации, Сострадающем Будде, Алхимии
- Коммуникация — о монополии телевидения, радио, кино и газет на Земле, т. е. о планетарной цензуре.
- Вселенная — о Вселенной.
- Аллен Гинзберг — о смущённом уме, выписывающем один за другим марсианские газетные заголовки —
- Аудитория — о спасении, слушатели — о сексе, Духовной гимнастике, ностальгии по Паровому Двигателю & Пони Экспресс
- Гитлер Сталин Рузвельт & Черчилль — об арифметике & квадратных уравнениях, обо всей химии физике & теории хаоса —
- Кому есть дело до этого?
- Мне есть дело! Эдгару Аллану По! Шелли! Бетховену & Дилану.
- А тебе есть дело? Ты о чём?
- Разве ты — человеческое существо с 10 пальцами & двумя ушами?
- Нью-Йорк, 24 октября 1995
В ПЯТЬ УТРА
- Этот порыв возносит меня над облаками
- в чистое пространство, без времени, уже вечное
- Дыхание претворяется в слова
- Потом обратно в дыхание
- сто или двести лет спустя,
- почти бессмертный, 26 столетий ритмичных
- строф Сапфо, — вне времени, империй, часов, вне тел и машин,
- колесниц, ракетных кораблей небоскрёбов, национальных империй,
- бронзовых стен, блестящего мрамора, инкских
- художеств ума, — откуда оно взялось?
- По наитию? Это в тебе дыхание Муз? Или Бог?
- Нет, не верь, ты запутаешься в небесах или преисподней,
- чувство вины, которое заставляет сердце биться всю ночь,
- наводняет мир пространством, разносится эхом по будущим городам,
- Мегаполис или деревня на Крите, пещера Зевса плато Лассити,
- сельский дом в о́круге Остего, крыльцо в Канзасе?
- Помощь Будды, для обычного ума нет нирваны —
- кофе, алкоголь, кокаин, грибы, марихуана, веселящий газ?
- Нет, они тяжелы для этой лёгкости, поднимающей мозг в синее небо,
- на майском рассвете, когда птицы запели на Восточной 12-й улице,
- откуда оно пришло, и куда уходит навеки?
- Май 1996
БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ
- Я рад тому, что у меня все пять пальцев на правой руке
- рад что мочусь почти без боли
- рад что могу двигать кистями
- рад что сплю по ночам на капитанской койке и засыпаю днём
- рад прогуляться по Первой Авеню
- рад годовому доходу в двести тысяч
- тому, что пою Эли Эли, записываю движения ума, чиркаю первобытные каракули, обучаю в буддистском колледже, щёлкаю Лейкой на автобусной остановке через окошки моих глаз
- слышу сирену скорой помощи, ощущаю запах чеснока & ржавчины, вкус хурмы & камбалы, расхаживаю босиком по лофту с почти бесчувственными подошвами,
- я рад тому, что могу думать, а с неба может идти снег
- 8 января 1997
ОБЪЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ
- Это правда что я пишу о себе самом
- Кого ещё я знаю настолько же хорошо?
- Где ещё собраны кровь красные розы & пищевые отходы
- У кого ещё моё ожиревшее сердце, гепатит или геморрой —
- Кто ещё прожил мои семьдесят лет, моя старая Наоми?
- и если по сопричастности я описываю политику США, медитацию
- Мудрости, теории искусства
- это потому что я читал газеты любил
- учителей просматривал книги и посещал музеи
- 8 марта 1997, 12:30
ТО, ЧЕГО Я УЖЕ НЕ СДЕЛАЮ
- Я никогда не поеду в Болгарию, а ведь мне прислали буклет & приглашение
- И с Албанией та же история, меня пригласили в прошлом году частным образом Лотерейные мошенники или идущие на поправку алкоголики
- Или просветлённые поэты древней земли у входа в Аид,
- Я не посещу Лхасу, остановившись в Хилтоне или в гостях у Нгаван Гелека & не устану, поднимаясь в Поталу
- Никогда не вернусь в Каши, «старейший из городов земли», не искупаюсь в Ганге и не буду снова сидеть на набережной Маникарника с Питером, не навещу ещё раз Владыку Джаганнатху в Пури, никогда не вернусь в Бирбхум, чтобы записывать рассказы о Хаки Бабе
- Не буду слушать музыку на фестивале в Мадрасе вместе с Филиппом, и не выпью чая со старшим Суни-лом & молодыми поэтами из кофеен
- Не рискну посетить опиумный притон в Чайнатауне, не окажусь рядом с Мусульманским отелем, его крыша на улице Жестянщиков, Чоудуи Човх Нимталлах рядом с крематорием, не буду курить ганджу в Хугли
- Не пройду по аллее Ахмада в Фесе, никогда не выпью мятного чая в Соко Чико, не навещу Пола Б. в Танжере
- Не увижу сфинкса в пустыне на восходе или на закате, пустынные утро & сумерки, древний разрушенный Бейрут, скорбный разбомбленный Вавилон & Ур мрачных старых сирийских тайн, все арабские & саудовские пустыни, весёлых жителей Йемена,
- Старый опиумный племенной Афганистан, Белуджистан с тибетскими храмами
- Не увижу вновь ни Шанхай, ни пещер Дуньхуана
- Не поднимусь на 3 пролёта по лестницам Восточной 12-й улицы,
- Не отправлюсь в литературную Аргентину, не поеду с Глассом в Сан-Паулу & не буду жить целый месяц на плоских пляжах Рио, с юношами из фавелл, не побываю на великом карнавале в Байе
- Не буду дремать днём на Бали, и фестиваль новых песен в Аделаиде с тоже так далеко
- Не увижу новых трущоб Джакарты, таинственных лесов Борнео & раскрашенных мужчин & женщин
- Больше не будет бульвара Сансет, Мерлоз-авеню, Оз на Оушн Вэй
- Старого кузена Дэнни Лееганта, воспоминаний о тёте Эдиф в Санта-Монике
- Не будет сладкого лета с любимыми, изучения Блейка в Наропе,
- Лозунгов Письма в Уме, новой современной Американской Поэтики, Уильямса Керуака Резникоффа Ракози Корсо Крили Орловски
- Поездок к Бней-Исраэль, на могилы Бубы, тёти Розы, Гарри Мелтцера и тёти Клары, Отца Луиса
- И это буду не я, только урна с золой.
- 30 марта 1997, утро