Текст: Илья Пожидаев
Бытие, не скованное временными рамками. Или почти не скованное. Организменное состояние, при котором смерть не властна. Фантастика XXI века? Вовсе нет. Мыслители прошлого были уверены, что невозможное при большом и, главное, коллективном желании уверенно превращается в возможное. Стоит только объединить усилия и сделать все по уму. Ну и, само собой, не все сразу, не все буквально и не все одним махом…
Николай Федорович Федоров (1829–1903)
Громадный по своей интеллектуальной значимости философ, которого, пожалуй, можно обозначить первым номером в нашем «хит-параде». Знакомством с этим скромным служителем Румянцевской библиотеки (будущей Ленинки) гордились Толстой, Достоевский и Циолковский. Ныне Федоров, увы, практически забыт. А ведь его идеи пригождались человечеству еще на заре космических одиссей – еще задолго до того, как одному из его блистательных последователей удалось правильно рассчитать космическую скорость.
Николай Федорович Федоров стал невольным автором монументального труда «Философия общего дела». Невольным – потому, что он, собственно говоря, ни единой работы под тем названием, которое нам известно, не писал. Над компиляцией постарались горячие поклонники федоровских идей – Владимир Кожевников и Николай Петерсон. И эта книга содержит массу донельзя смелых, особенно по меркам рубежа XIX-XX веков, затей. В том числе по части достижения бессмертия.
Таковое, по Федорову, наступит тогда, когда людям станет нечего делить, и они от чистого сердца возлюбят друг друга. Все до единого. От мала до велика. Процедурный порядок перехода в состояние вечной жизни вторичен. До него социум дойдет автоматически. Разум осознает, что смертность не изначальна, – и поставит ее под свой контроль. Человечество очистится от физических и нравственных пороков. Тогда и только тогда, по Федорову, появятся вполне реальные предпосылки к вечной жизни и даже… к воскрешению умерших. Понятно, что простым подобный мировоззренческий забег не будет. К бессмертию должен основательно подготовиться каждый без исключения. Иначе такового не наступит ни для кого вообще.
Остается добавить, что Фёдоров – незаконнорождённый сын князя Павла Гагарина. Под этой фамилией его и знали в семье. Неслучайная фамилия для русского космизма, не правда ли?
Илья Ильич Мечников (1845–1916)
Он, понятное дело, не писатель. В том смысле, что из-под его пера не вышло ни одного художественного произведения. И даже ни одного в строгом смысле слова философского. Зато Мечников издал множество научных работ, дающих отчетливое представление об устройстве человеческого организма и заслуживших Нобелевской премии. И в столь цельную картину изящно и непротиворечиво вписывалось представление ученого о бессмертии.
В «Этюдах оптимизма» Мечников проводит идею вечной – или, по крайней мере, экстремально длительной, гораздо дольше нынешней – жизни за счет крепкого иммунитета. Который, в свою очередь, поддерживается посредством чётко функционирующей пищеварительной системы. Кроме того, если оперативно мониторить и удалять нездоровые клетки, заменяя их здоровыми, то тем самым физическое существование станет чем-то наподобие вечного двигателя. «Человек-пазл» сможет жить настолько долго, насколько достанет терпения и ресурсов собирать его по частям вновь и вновь.
Любопытно, что при видимой завлекательности подхода – доверять ему без оглядки спешат далеко не все. Даже когда транслирование происходит из первых уст. Например, в беседе со Львом Николаевичем Толстым ученый оказался, по-видимому, недостаточно убедительным. Классик остался при своем мнении: долгая жизнь в большей мере достигается праведным бытием вкупе с ненасильственным подходом к ближнему. Однако пообещал собеседнику регулярно пить простоквашу для хорошего пищеварения – и дожить хотя бы до ста лет.
До ста не до ста, но на 11 лет Толстой действительно Мечникова пережил (и собирался начинать новую жизнь). Интересно еще заметить, что прототип толстовского Ивана Ильича, чья смерть стала грандиозным фактом мировой литературы – Иван Ильич Мечников, родной старший брат изобретателя простокваши.
Станислав Лем (1921–2006)
Знаменитый польский писатель не верил в буквальное бессмертие. В книге «Сумма технологии» он справедливо заметил, что продолжительность физического существования объекта напрямую зависит от его размеров. Чем он больше, тем дольше ему, по общему правилу, быть на белом свете. Планеты и звезды существуют миллиарды лет, тогда как насекомые и уж тем более микроорганизмы – от нескольких часов до нескольких недель. Но в любом случае ничего вечного, увы, нет. Мы, однако, в силах продлить собственную жизнь – притом ощутимо. Лет эдак до 140-160. А может даже и больше. Правда, лучше, наверное, этим не заниматься.
Лем полагает, что человеческое бессмертие если и принципиально осуществимо, то за счет радикального вмешательства в изначальную природу человека. К числу способов такого вмешательства писатель относит: «киборгизацию», то бишь пересадку механических частей тела, хирургические операции на мозге, выращивание зародышей в колбах, пересадку клеточного материала и прочее подобное. Книга была написана в 1963 году. И писатель был уже тогда уверен, что человечество почти вплотную подошло к успешной практической реализации дерзких замыслов. Прошло 60 лет – и мы всё в том же положении: «почти вплотную, но…»
Впрочем, Лем особо подчеркивал, что, несмотря на свершения генетики, инженерии, хирургии и других дисциплин, беспардонно вторгаться в человеческое тело не стоит. Ведь эффект может быть вовсе не таким, каким мы его ожидаем. Все неопробованное чревато не просто вредными, но опасными последствиями.
Айзек Азимов (1920–1992)
«Фантаст номер один», разумеется, не мог обойти вниманием вопрос физического бессмертия. В книге «Загадки мироздания. Известные и неизвестные факты» Азимов допускает в будущем свой, весьма необычный вариант бессмертия. Вирусы и клетки, как известно, могут делиться, или создавать собственные дубли. В этом плане они бессмертны. И ученые, по мнению американского писателя, могут научиться искусственно синтезировать сперматозоиды, создавая новых людей пачками. Притом не привычным способом, а в лабораторных условиях.
Также, для пущего соответствия критерию максимальной протяженности во времени, Азимов подогревает интерес к идее крионики. В том числе в вопросах зачатия. Донорскую сперму можно будет замораживать на запредельно продолжительный срок. В том числе сперму великих людей. А потом из нее – создавать новых членов социума. Получается, что интервал между семяизвержением и появлением на свет человека может достигать десятки и даже сотни лет.
По идее, бессмертия с тем же успехом можно достичь за счет человекообразных механизмов, начиненных искусственным интеллектом. Ведь они становятся в некотором смысле квази-людьми. Даже с определенными реакциями на происходящее. Но нет. Фантаст убежден, что роботам, иже киборгам, не суждено войти в наш социум на правах полноценных юнитов. Мы, люди, не приемлем малейшую непохожесть на нас, а посему не станем держать смастеренных существ за ровню. Даже если мы и «подружимся» с киборгами, то лишь из-под палки, в случае острейшего дефицита общения друг с другом. В общем, Азимов не считал такой путь особо перспективным. Совсем не то, что следующая по счету в «хит-параде»…
Мэрилин Фергюсон (1938–2008)
Разместим ее в нашем топе на последнем месте, поскольку до такого разрыва шаблонов надо дойти, последовательно спускаясь вниз по тексту. А то, что предлагала миссис Фергюсон, и впрямь рвет шаблоны. Ведь речь идет о специфически живых существах, то бишь о киборгах. Роботах, наделенных человеческим строением и человеческой мыслительной активностью. С ними можно будет контактировать, вплоть до тесной дружбы. В них не зазорно будет влюбляться. И от них даже в перспективе позволительно заводить детей.
Ломающая одним махом все консервативные матрицы работа носит название «Заговор Водолея» (1980). В ней описаны прорывные технологии будущего, причем вовсе даже не отдаленного. В нашем, то есть XXI столетии, по мнению автора, произойдут радикальные перемены. В медицине, в высоких технологиях, в глобальной коммуникации, которая чем дальше, тем меньше будет сдерживаема какими бы то ни было барьерами. Не станет барьеров и для роботизации. Вплоть до беспрепятственного инкорпорирования искусственно созданных существ в человеческие коллективы.
Идея, кстати говоря, нашла горячую поддержку в России, став базисом «России-2045» – эксцентричного общественного движения, на полном серьезе отстаивающего концепцию будущего массового бессмертия людей. Причем в число энтузиастов входят крупные ученые и общественные деятели. Человека предлагается переделать до неузнаваемости: оснастить его пластиковым телом, а в искусственную черепную коробку внедрить электронно-цифровой мозг. Полученный продукт рекомендовано по-прежнему считать человеком. Полноценным членом нашего общества.
Но события 2020 года в очередной раз показали: реальность способна опрокинуть самые дерзкие прогнозы.