САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Достоевский в период пандемии

В Новгородской области завершился XXIV Международный театральный фестиваль Ф. М. Достоевского, на котором представили спектакли по произведениям классика

Фото предоставлены организаторами фестиваля
Фото предоставлены организаторами фестиваля

Текст: Светлана Мазурова

Зрители увидели 16 спектаклей. Показывали их в двух городах - Великом Новгороде и Старой Руссе. Приезжали 13 коллективов - из Москвы и Петербурга, Сухума (Республика Абхазия), Перми, Белгорода, Владимира. Старейшие театры России, академические и недавно созданные, камерные, государственные и частные. Среди участников невербальный, физический Театр OddDance из Петербурга, опирающийся на философию буто, музыканты питерской группы АукцЫон». Разнообразие форм, жанров: классическая драма, спектакль-фарс с живой импровизационной музыкой, кукольный, концертное исполнение, психодраматическое расследование, физическая проекция романа, фантазии на темы…

В поле зрения режиссеров - «Преступление и наказание», «Идиот», «Дядюшкин сон», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Игрок», «Белые ночи», «Записки из подполья».

И такие разные мнения зрителей! От восторженных: «Великолепный спектакль. Потрясение. Круто», «Это лучший «Идиот» из всех, что я видел», «Я даже два раза поплакала» - до «Ну это совсем не Достоевский!» или «Достоевский в гробу перевернулся. На сцене обнаженные братья Карамазовы, в одних трусах да еще и в памперсах!»

Московский академический театр им. В. Маяковского показал спектакль «Дядюшкин сон», «вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности» в режиссуре Екатерины Гранитовой. Провинциальный город Мордасов. Главная героиня – помещица Марья Александровна Москалева - одержима одной идеей: любыми средствами выдать свою дочь замуж за богатого князя, пусть и старика, выжившего из ума.

«Свободный театр современного танца» из Перми представил спектакль «неШкольная программа» - физическую проекцию романа «Преступление и наказание». Эпизоды из произведения - и день сегодняшний. Звучит много разной музыки – классической и современной, среди прочих - песни группы «Агата Кристи» в аранжировке пермской рок-группы Olivia (Music Band).

«Идиот»: четыре версии

Больше всего в программе оказалось постановок по роману «Идиот» - четыре версии.

- Наш театр всегда верен автору и классическому воплощению произведения. Никакого вольного обращения с текстом, никакого переосмысления образов и мотивов. В нынешних условиях «безбрежной» интерпретации литературной классики я, как всегда, иду наперекор трендам и продолжаю традицию верности авторской поэтике, заложенной  Георгием Товстоноговым, - рассказал режиссер спектакля Сергей Федотов, художественный руководитель Пермского театра «У Моста». - В нашей постановке актуальность встречи с Достоевским рождается не на аллюзиях с современностью, а на глубинном созвучии главных вопросов, пронизывающих века. Для меня важно раскрыть внутренний мир героев Достоевского – людей с расколотым сознанием, характеров, в которых объединены крайности ада и рая, благородства и подлости, верности и предательства, возвышенных и низменных устремлений, поступков.

У каждого из героев Достоевского есть свои амбиции, своя идея, взвинченное сознание, обусловленное личной катастрофической ситуацией. Они живут с ощущением порога между жизнью и смертью, светом и тьмой, добром и злом.

В Белгородском академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина спектакль поставил известный петербургский режиссер Семен Спивак, худрук Молодежного театра на Фонтанке. Один день из жизни князя Мышкина, события первой части произведения, трагическое одиночество чистого человека в столкновении с миром, где царят порок, корысть и нажива.

«Идиот» от режиссера Алексея Янковского (Театральная мастерская АСБ, Санкт-Петербург) – это монолог-исповедь Настасьи Филипповны, моноспектакль актрисы Натальи Свешниковой «Нежный возраст, или Странная история моей любви». В основе - пьеса драматурга Клима. «Наш спектакль – объяснение в любви… Этого текста нет в романе «Идиот», но это то, о чем могла бы рассказать героиня Достоевского: детские переживания, ее восхищение матерью, страсть и презрение к мужчинам», - поясняют создатели.

Санкт-Петербургский Камерный драматический театр «Левендаль» представил психодраматическое расследование «Идиот. Финал». Новое сценическое прочтение финальных глав романа осуществил худрук театра Искандер Сакаев. Три персонажа: князь Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна (в роли последней сразу три актрисы). Все они одержимы одной гибельной страстью.

«Игрок» под «Реквием» Моцарта

На сцене Новгородской филармонии состоялась премьера международного театрально-музыкального проекта «Игрок». Концертное исполнение романа Достоевского представили труппа Русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Республика Абхазия) и Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. Это был единственный показ уникального проекта в таком составе. Под «Реквием» Моцарта. Автором инсценировки, сохранив основные сюжетные линии романа, выступила абхазская писательница Эля Джикирба. Постановка молодого режиссера Антона Киселюса. Световую партитуру спектакля создал художник по свету Московского театра «Ленком Марка Захарова» Евгений Лисицын. У себя дома театр играет этот спектакль вместе с Государственной хоровой капеллой Республики Абхазия.

Люди и куклы

Спектакль «Белые ночи» Владимирского областного театра кукол стал первым за всю историю (а фестиваль ведет ее с 1992 года) кукольным спектаклем. Поставила его главный режиссер театра Марина Протасова, помогала ей художник из Санкт-Петербурга Наталья Крутова.

- Мы работаем в детском театре и, взяв для постановки «Белые ночи», конечно, думали о том, что наш зритель должен понять и принять нас. Поэтому соединили мир Достоевского и наш мир, сегодняшний. Сейчас выходит много литературы для подростков, много спектаклей адресовано молодежи, но важнее классики все-таки ничего нет. На мой взгляд, это произведение (сентиментальный роман) как нельзя лучше подходит для того, чтобы заинтересовать молодых зрителей творчеством Достоевского, - рассказала Марина Протасова.

На экране

Жизнь вносила коррективы в фестивальную программу. Точнее – пандемия. Буквально каждый день. Приходили сообщения: заболели артисты, театр не приедет, и - отмена спектакля. Залы заполнены на 50 процентов – согласно существующим ограничениям. Зрители в медицинских масках.

В онлайн-формате были две театральные постановки из Италии, Флоренции: «Подземка» (по роману «Записки из подполья») от Interazioni Elementari, «Белые ночи» от Центра интернационального театра. А также «Игрок» Смоленского академического драматического театра имени А. С. Грибоедова, который не смогли привезти из-за болезни артистов.

Спектакли можно было посмотреть и в нескольких кинотеатрах области. В этом году программа «Виртуальный концертный зал» расширила географию и площадки для показа. В формате прямых трансляций шли семь спектаклей.

Награды

Все участники получили дипломы и оригинальную статуэтку: фигурки – персонажи Достоевского.

Ее уникальность в том, что новгородский скульптор Вячеслав Смирнов, который создает ее десять последних лет, ни разу не повторился, столько у него фантазий!

В 2018 году фестиваль отменил конкурс. Но в работе принимают участие театроведы и критики, которые обсуждают спектакли. Делают это по горячим следам, в тот же вечер, с записью на видео, которые сразу доступны на YouTube.

Сериал «Дневник Достоевского»

В Великом Новгороде и Старой Руссе состоялись презентации новых серий документального фильма «Дневник Достоевского» с участием режиссера Валерия Ткачева и исполнителя роли Федора Михайловича Амвросия Светлогорского.

В прошлом году авторы представили на фестивале первые серии. Уникальность проекта в том, что это первая экранизация художественно-публицистических текстов Достоевского.

Ежемесячный журнал «Дневник писателя», философско-литературной публицистики Федора Михайловича Достоевского, выходил в 1876-1877 и 1880-1881 годах. Под тем же названием писатель вел рубрику в еженедельнике «Гражданин» в 1873 году. В «Дневнике писателя» Достоевский был единственным автором (редактором, журналистом, романистом), откликался на волновавшие его события современности, используя практически все жанры, при этом главным был фельетон.

Работу над телесериалом начали в 2019 году. С эпизодами реконструкции событий и сюжетов журнала. Уже готовы восемь серий, снимали их в Москве. Четыре заключительных планируют снимать еще и в Петербурге, в Старой Руссе.

Что еще

Отметили день рождения писателя (11 ноября по новому стилю). В Старой Руссе прошли панихида в храме Георгия Победоносца и творческая акция у памятника Достоевскому.

Новгородские и старорусские рестораторы решили реконструировать любимые блюда классика и потчевать ими гостей в дни форума Достоевского. 15 ресторанов и кафе принимают участие в гастрономическом фестивале «Князь, вы кушать хотите?», который будет проходить до конца ноября. В меню – уха, хреновуха, расстегаи, запеченные яблоки…

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского. Оргкомитет уже начал подготовку к 25-му фестивалю (тоже юбилейному). Планируется увеличить количество фестивальных дней, пригласить еще больше российских и зарубежных театров, привезти выставки и подготовить кинопрограмму.